Вклад официальной помощи развитию в митигацию политических рисков для прямых иностранных инвестиций: пределы измеримости
Аннотация
Митигация политических рисков — важное условие для мобилизации капитала частного сектора, на который возлагаются большие надежды в достижении Целей устойчивого развития. Однако вопрос оценивания митигационного эффекта различных финансовых и нефинансовых инструментов пока не проработан ни в концептуальном, ни в техническом плане. Цель статьи — раскрыть проблему измеримости вклада официальной помощи развитию (ОПР) в минимизацию политических рисков для прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и спровоцировать научную дискуссию о ключевых ограничениях, осложняющих такое измерение, а также путях их преодоления.
Показано, что частный бизнес и органы государственной власти стран-доноров обоюдно заинтересованы в задействовании ресурсов содействия международному развитию в рамках управления политическими рисками для капиталовложений в развивающиеся страны. Для этих целей могут применяться как традиционные инструменты помощи развитию, так и гарантии, для которых Комитет содействия развитию ОЭСР недавно разрешил рассчитывать грант-эквивалент и отражать его в отчетности по ОПР.
Митигационный эффект традиционных форм помощи развитию теоретически может быть измерен посредством соотнесения данных об объемах финансирования по отдельным релевантным целевым направлениям со значениями соответствующих субкомпонентов наиболее авторитетных рейтингов политических рисков. Однако реализации этой идеи препятствует взаимная обусловленность объясняющей и зависимой переменной: высокий уровень политических рисков в стране-реципиенте изначально ограничивает объемы предоставляемой ей помощи. Кроме того, на оба параметра воздействует множество эндогенных и экзогенных факторов, которые могут быть выражены только через фиктивные переменные.
В случае с гарантийными инструментами просматривается теоретическая возможность оценивания силы как их каталитического эффекта, так и «эффекта ореола», дополнительно защищающего инвестиции от политических рисков «легально-правительственного» происхождения. В первом случае достаточно знать точные условия гарантий, а также объемы мобилизованных с их помощью капиталовложений. Во втором — общее число проектов, поддержанных гарантиями от политических рисков, и количество проектов, где «эффект ореола» не сработал. Однако практическому воплощению этого замысла мешает элементарное отсутствие статистических данных надлежащего качества.
Перечисленные ограничения указывают на важность опоры в разработке заявленной проблематики на применение качественных методов анализа с привлечением максимально широкого круга взаимодополняющих источников разных типов.
Скачивания
Литература
Baranovskii, V.G., Kvashnin, Yu.D., Taganova, N.V. (eds.), 2018. International development assistance as foreign policy tool: Foreign experience. Moscow: IMEMO Publ., https://doi.org/10.20542/978-5-9535-0548-2 (In Russian)
Bartenev, V.I., 2023a. Foreign Aid’s Effect on Political Risks for Foreign Direct Investment. MGIMO Review of International Relations, vol. 16, no. 5, pp. 155-188, https://doi.org/10.24833/2071-8160-2023-5-92-155-188 (In Russian)
Bartenev, V.I., 2023b. International development cooperation and political risks for transnational business: Linking research topics. Lomonosov World Politics Journal, vol. 15, no. 1, pp. 133–163, https://doi.org/10.48015/2076-7404-2023-15-1-133-163 (In Russian)
Bertrand, O., Betschinger, M.A., 2024. Exploring the relationship between development aid and FDI from developed countries in developing countries: empirical insights from Japanese firm-level data. Journal of International Business Studies, 2024, vol. 55, pp. 782–795, https://doi.org/10.1057/s41267-024-00688-5
Degterev, D.A., 2012. International Development Assistance as a Tool to Promote Foreign Policy and Foreign Economic Interests MGIMO Review of International Relations, no. 2 (23), pp. 47-58. (In Russian)
Gomboin, Z.E. 2023. The PRC’s Foreign Aid to Developing Countries as a Tool to Protect Chinese Companies’ Investments against Political Risks. Far Eastern Studies. No 6, pp. 48-58. https://doi.org/10.31857/S013128120028881-0 (In Russian)
Morozkina, A.K. 2018. Bilateral official development assistance: Impact of the 2008‒2009 global financial crisis. PhD Thesis. Moscow. (In Russian)
Ali, T. et al. 2021. International projects and political risk management by multinational enterprises: insights from multiple emerging markets. International Marketing Review, vol. 38, no. 6, pp. 1113–1142, https://doi.org/10.1108/IMR-03-2020-0060
Asiedu, E., Jin, Y., Nandwa, B. 2009. Does foreign aid mitigate the adverse effect of expropriation risk on foreign direct investment? Journal of International Economics, vol. 78, no. 2, pp. 268–275, https://doi.org/10.1016/j.jinteco.2009.03.004
Bahoo, S., Alon, I., Floreani, J., Cucculelli, M. 2023. Corruption, formal institutions, and foreign direct investment: The case of OECD countries in Africa. Thunderbird International Business Review, vol. 65, no. 5, pp. 461–483, https://doi.org/10.1002/tie.22361
Bandyopadhyay, S., Sandler, T., Younas, J. 2014. Foreign direct investment, aid, and terrorism // Oxford Economic Papers, vol. 66, no. 1, pp. 25–50, https://doi.org/10.1093/oep/gpt026
Berthélemy, J. C. 2006. Bilateral donors’ interest vs. recipients’ development motives in aid allocation: Do all donors behave the same? Review of Development Economics, vol. 10, no. 2, pp. 179–194, https://doi.org/10.1111/j.1467-9361.2006.00311.x
Choi, W., Chung, C.Y., Wang, J. 2022. Firm-level political risk and corporate investment. Finance Research Letters, 46, 102307, https://doi.org/10.1016/j.frl.2021.102307
Custer, S. et al, 2023. Tracking Chinese development finance: An application of AidData’s TUFF 3.0 Methodology. Williamsburg, VA: AidData at William & Mary. Available at: https://www.aiddata.org/data/aiddatas-global-chinese-development-finance-dataset-version-3-0 (accessed: 10.09.2024)
Dreher, A., Lang, V., Reinsberg, B. 2024. Aid effectiveness and donor motives. World Development, vol. 176, https://doi.org/10.1016/j.worlddev.2023.106501
Efobi, U., Asongu, S., Beecroft, I. 2018. Aid, terrorism, and foreign direct investment: Empiri-cal insight conditioned on corruption control. International Economic Journal, vol. 3, no. 4, pp. 610–630, https://doi.org/10.1080/10168737.2018.1549089
Fon, R., Alon, I. 2022. Governance, foreign aid, and Chinese foreign direct investment. Thunderbird International Business Review, vol. 64, no. 2, pp. 179–201. https://doi/org/10.1002/tie.22257
Godfrey, P.C., Merrill, C.B., Hansen, J.M. 2009. The relationship between corporate social responsibility and shareholder value: An empirical test of the risk management hypothesis. Strategic management journal, vol. 30, no. 4, pp. 425–445.
Hoeffler, A., Justino, P., 2023. Aid and fragile states. WIDER Working Paper 2023/83. Helsinki: UNU-WIDER, https://doi.org/10.35188/UNU-WIDER/2023/391-8
Institute for Economics and Peace, 2017. Measuring peacebuilding cost-effectiveness. Available at: https://ods.ceipaz.org/wp-content/uploads/2018/06/Measuring-Peacebuilding_WEB.pdf (accessed: 10.09.2024).
Jin, Y., Zeng, Z. 2017. Expropriation and foreign direct investment in a positive economic theory of foreign aid. Economic Theory, vol. 64, no. 1, pp. 139–160, https://doi.org/10.1007/s00199-016-097
Kennedy, C.R. 1987. Political risk management: International lending and investing under environmental uncertainty. New York: Quorum Books, 1987.
Lu, J., Huang, X., Muchiri, M. 2017. Political risk and Chinese outward foreign direct in-vestment to Africa: The role of foreign aid. Africa Journal of Management, vol. 3, no.1, pp. 82–98, https://doi.org/10.1080/23322373.2016.1275941
OECD, 2024a. Converged Statistical Reporting Directives for the Creditor Reporting System (CRS) and the Annual DAC Questionnaire. 4 September 2024. Available at: https://one.oecd.org/document/DCD/DAC(2024)40/FINAL/en/pdf
OECD, 2024b. Creditor Reporting System: Aid activities. OECD International Development Statistics (database). 2024, https://doi.org/10.1787/data-00061-en
OECD, 2024c. DAC and CRS List of codes. Updated on 14/06/2024. Available at: https://web-archive.oecd.org/temp/2024-06-19/57753-dacandcrscodelists.htm (accessed: 10.09.2024)
OECD, 2024d. INCAF Facts and Figures Series: ODA final data and trends for 2022 in relation to fragile and conflict-related contexts. 22 January 2024. Available at: https://one.oecd.org/document/DCD/DAC/INCAF(2024)1/en/pdf (accessed: 10.09.2024)
OECD, 2022a. Report on the Implementation of the DAC Recommendation on Untying Official Development Assistance. 5 September 2022. Available at: https://one.oecd.org/document/DCD/DAC(2022)34/FINAL/en/pdf (accessed: 10.09.2024)
OECD, 2022b. States of Fragility 2022. Paris, OECD Publishing, https://doi.org/10.1787/c7fedf5e-en.
OECD, 2023a. Peace and official development assistance. OECD Development Perspectives, No. 37. Paris: OECD Publishing, https://doi.org/10.1787/fccfbffc-en.
OECD, 2023b. Private finance mobilised by official development finance interventions. OECD Development Perspectives, No. 29. Paris: OECD Publishing, https://doi.org/10.1787/c5fb4a6c-en.
OECD, 2023c. Private sector instruments: treatment of credit guarantees. 6 March 2023. Available at: https://one.oecd.org/document/DCD/DAC/STAT(2022)50/REV1/en/pdf (accessed: 10.09.2024)
OECD/WTO, 2015. Aid-for-trade related CRS purpose codes by category. In: Aid for trade at a glance 2015: Reducing trade costs for inclusive, sustainable growth. Geneva: WTO, Paris: OECD Publishing. Pp.455–459, https://doi.org/10.1787/aid_glance-2015-en.
The PRS Group, 2022. The ICRG Methodology. Available at: https://www.prsgroup.com/wp-content/uploads/2022/04/ICRG-Method.pdf (accessed: 10.09.2024)
US International Development Finance Cooperation, 2023. Annual Report 2023. Available at: https://www.dfc.gov/sites/default/files/media/documents/DFC%20FY23%20Annual%20Report.pdf (accessed: 10.09.2024)
Van der Veen, A., 2011. Ideas, interests and foreign aid. Cambridge; New York: Cambridge University Press.
Wang, H., Yang, H., Li, F., Zhang, M. 2022. Does foreign aid reduce the country's risk of OFDI? The Chinese experience. International Studies of Economics, vol. 18, no. 2, pp. 238–258, https://doi.org/10.1002/ise3.20