Цифровые трансграничные инициативы Экономического сообщества АСЕАН как инструмент развития экономики Сингапура
Аннотация
В статье проведена попытка определить возможности цифрового сотрудничества между Республикой Сингапур и ее партнерами по Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в формате Экономического сообщества (ЭС) АСЕАН как инструмента развития сингапурской экономики. Рассмотрены особенности экономической модернизации Республики Сингапур, дана оценка эффективности ее подхода к цифровой трансформации экономики. Проанализирован подход Сингапура к интеграционным инициативам Ассоциации, прежде всего — ЭС АСЕАН, определены возможности обеспечения многосторонних трансграничных экономических проектов АСЕАН эффективной цифровой поддержкой. Последнее проанализировано с точки зрения уровня развития инфраструктуры и цифровых компетенций в странах АСЕАН, а также специфики их законодательного регулирования трансграничных цифровых обменов и развития центров хранения и обработки данных (ЦХОД). Особое внимание уделено глобальным цепочкам стоимости (ГЦС) на пространстве Юго-Восточной Азии (ЮВА) как фактору, определяющему перспективы трансграничных цифровых проектов АСЕАН. Согласно позиции авторов, негативная интеграция как основа подхода АСЕАН к осуществлению многосторонних экономических инициатив распространяется на цифровую сферу и препятствует цифровому сопровождению уже работающих проектов. Это сводит к минимуму возможности Сингапура использовать направления и механизмы сотрудничества с партнерами по ЭС АСЕАН для расширения инструментальной базы собственного экономического развития. Актуальность проведенного исследования определяется своевременностью анализа цифровой повестки сотрудничества стран АСЕАН перед завершением второго этапа формирования Экономического сообщества АСЕАН, запланированного на 2025 г., равно как выявления пределов эффективности модернизационной стратегии Республики Сингапур накануне шестидесятилетнего юбилея ее независимости. Научная и практическая значимость исследования определяется его ракурсом, поскольку возможности «перезагрузки» сингапурской версии новоиндустриализма в увязке с политикой Республики Сингапур в отношении ЭС АСЕАН и с акцентом на осуществление Ассоциацией многосторонних трансграничных цифровых проектов до сих пор не являлись предметом специального анализа в отечественном и зарубежном научном сообществе.