Трансформация этнической структуры электората США
Петровская Наталья Евгеньевна — к.э.н., старший научный сотрудник отдела экономических исследований Института США и Канады им. Г.А. Арбатова РАН.
SPIN RSCI: 4469-9990
ORCID 0000-0002-5954-0656
ResearcherID: GVR-7125-2022
Scopus AuthorID: 57207889454
Для цитирования: Петровская Н.Е. Трансформация этнической структуры электората США // Современная мировая экономика. Том 2. 2024. №3(7).
Ключевые слова: электорат, выборы, США, социальное неравенство, этнические группы.
Аннотация
Статья посвящена анализу изменений этнической структуры электората США в XXI веке, которые существенно трансформировали политический ландшафт страны. Исследование выявляет основные демографические тенденции, такие как увеличение доли испаноязычного, афроамериканского и азиатского населения, и их влияние на электоральные предпочтения и результаты выборов. Особое внимание уделено расово-этническому составу в колеблющихся штатах и его корреляции с уровнем доходов.
В работе отмечается, что на президентских выборах 2024 г. уверенную победу одержал Дональд Трамп, который выиграл также во всех колеблющихся штатах. Хотя испаноязычное население в целом чаще голосует за Демократическую партию, в 2024 г. Трамп смог привлечь значительную часть испаноязычных мужчин. Это было обусловлено его акцентом на экономические вопросы, включая снижение стоимости жизни, обеспечение рабочих мест и борьбу с инфляцией. Экономическая программа Трампа, включая обещания укрепить экономическую стабильность и создать новые рабочие места, стала ключевым фактором его победы. Эти темы привлекли избирателей из рабочего класса и тех, кто озабочен высокими расходами на жилье и товары. Трамп смог привлечь часть консервативных избирателей из афроамериканского и испаноязычного населения, которые разделяют его взгляды на традиционные семейные ценности, религиозные вопросы и иммиграционную политику. Эта широта коалиции, объединяющая как традиционное ядро республиканцев, так и новые группы избирателей, стала решающим фактором его успеха.
Автор использует аналитические, исторические и сравнительные методы для оценки динамики политической активности различных этнических групп. Подчеркивается значимость учета этнического разнообразия в избирательных стратегиях и его роль в формировании будущего политической карты США. Выводы статьи подтверждают необходимость адаптации традиционных политических подходов к новым демографическим реалиям и изменяющимся предпочтениям электората.
Введение
Сегодняшний мир характеризуется ускоренным темпом изменений, которые затрагивают все аспекты жизни общества, включая его демографическую и социальную структуру. Одним из наиболее заметных примеров такого влияния являются изменения в этническом составе населения США, в особенности волна иммиграции из Латинской Америки. В XXI веке процесс трансформации этнической структуры электората США приобретает особую актуальность, поскольку он напрямую связан с политической, экономической и социальной жизнью страны. Тематика этнических изменений в США не нова, но ее актуальность возрастает с каждым годом по мере увеличения иммиграции, рождаемости и смертности среди различных этнических групп.
Целью данной статьи является глубокий анализ и понимание процессов, происходящих с этнической структурой электората США в XXI веке.
Структура населения США
Структура населения США представляет собой сложную картину, которая формируется под влиянием множества факторов, включая естественный прирост, миграцию и смерть. По состоянию на август 2024 г., население США составляет около 337 млн человек. Каждые 8 секунд рождается новый человек, каждые 11 секунд умирает, каждые 28 секунд приезжает новый международный мигрант [U.S. Census Bureau 2024с]. Уровень рождаемости снижается и составляет 1,6 ребенка на одну женщину. Уровень смертности остается стабильным, но старение населения увеличивает долю пожилых людей. Сокращается доля работоспособного населения.
Иммиграция была и остается одним из важнейших факторов, влияющих на структуру населения США. Значительная доля населения состоит из иммигрантов или их потомков. Каждый год в США прибывает большое количество новых мигрантов, что способствует изменению расово-этнического состава страны. Выходцы из Европы — белое население — основало современное американское общество и на протяжении более двухсот лет являлось ядром американской нации и «главной движущей силой его цивилизационного и культурного развития». По официальным прогнозам, уже в 2050 г. белое население станет самым крупным меньшинством «со всеми вытекающими последствиями для культурного и политического кода Америки, для политической системы и экономического положения белых американцев» [Травкина 2018] (см. рисунок 1).
Демографические изменения несут значительные культурные и политические последствия для Соединенных Штатов. Трансформация общества, в котором белое население больше не будет составлять большинство, предполагает сдвиги в политической системе, изменение социального контекста и экономической динамики. Белые американцы, которые исторически занимали центральные позиции во власти, культуре и экономике, будут вынуждены адаптироваться к новой реальности, где влияние и участие других этнических групп возрастет. Это может привести к изменению политического курса страны, смещению приоритетов в экономике и культурной идентичности. В условиях растущего многообразия голос меньшинств станет более весомым в определении ключевых экономических направлений. Это может потребовать пересмотра политики равенства, перераспределения ресурсов и изменения правил игры на рынках труда и капитала, где будут доминировать новые акторы, представляющие различные этнические и культурные группы.
Рисунок 1. Трансформация расово-этнического состава населения США за 150 лет (с учетом прогноза до 2060 г.) (в процентах)
Источник: [U.S. Census Bureau 2023].
Исторически волны иммиграции давали различную композицию европейцев, относительно стабильную долю потомков африканского происхождения при небольшой роли выходцев из Азии. В середине XX века доля белых не испанского и латиноамериканского происхождения составляла 87,5%. Новая волна с Юга впервые меняет состав населения столь радикально с середины XX века. К началу XXI века доля европейских белых сократилась уже до 69,1%, в 2010 г. до 63,7%, а в 2020 г. снизилась до 57,8%. При этом численность испаноязычного населения неуклонно выросла — с 50,5 млн (16,3% населения США) в 2010 г. до 62,1 млн (18,7%) в 2020 г., т.е. прирост составил 23% [U.S. Census Bureau 2021], будущая ситуация видна на рисунке 1.
Результаты переписи населения 2020 г. показали, что более половины детей (младше 18 лет) отнесли себя не к белым. Особенно это заметно в больших городах. Если в 2000 г. 29% детей считали себя белыми, то в 2020 г. их доля снизилась до 25%. То же касается и взрослого населения. В начале XXI века 47% населения 50 крупнейших городов США составляли белые, а через два десятилетия только 39% (см. рисунок 2).
Рисунок 2. Этническое разнообразие 50 крупнейших городов США в 2000, 2010 и 2020 гг.
Источник: [Brookings 2021a].
В течение новейшей истории крупные города США являлись центрами социального и экономического развития, демонстрируя растущее расовое и этническое разнообразие. Долгое время урбанизированные зоны преимущественно населялись белыми и афроамериканскими сообществами, что было во многом обусловлено неравенством доходов (и стоимостью домов), де-факто расовой дискриминацией в сфере жилищного обеспечения, препятствующей миграции афроамериканцев в пригороды. Однако в последние десятилетия наблюдается смена демографических трендов. Рост численности латиноамериканцев, испаноязычных американцев, азиатских американцев, а также лиц, идентифицирующих себя с двумя и более расами, стал доминирующим фактором, определяющим трансформацию городского населения. Особенно примечательным аспектом этих трансформаций является повышение этнического и расового разнообразия среди молодежи. Это, в свою очередь, формирует новые вызовы для городских школ и учреждений, обслуживающих семьи, которые должны будут адаптироваться к мультикультурным особенностям следующего поколения американцев.
Согласно прогнозам Бюро переписи населения США, в 2060 г. прогнозируется рост доли небелого населения, особенно за счет увеличения числа испаноязычных и азиатских групп. Расово-этнический портрет США будет выглядеть следующим образом: белое население будет составлять менее 45%, испаноязычное — 27%, афроамериканцы — 15%, азиатского происхождения — 9%, а 6% будут относить себя к двум и более расам [U.S. Census Bureau 2023]. Глубинные изменения в расово-этническом составе избирателей США имеют долгосрочные последствия для политической системы страны.
Сокращение доли белого населения связано с более низкими темпами роста рождаемости в этой группе и растущей иммиграцией других этнических групп. Кроме того, потери среди белого населения связаны с продолжающимся старением. Латиноамериканцы — самая быстрорастущая этническая группа в США. Рост этой группы обусловлен как миграцией, так и высоким уровнем рождаемости. На рисунке 3 показано, что наибольший вклад в прирост населения США в последнее десятилетие внесли латиноамериканцы и испаноязычные — 11,6 млн человек. Кроме того, значимый вклад в общий прирост населения внесли те, кто относит себя к двум и более расам, а также американцы азиатского происхождения.
Рисунок 3. Изменение численности населения по расово-этническому признаку в период 2010–2020 гг.
*не латиноамериканские или не испаноязычные члены расовой группы
Источник: [Brookings 2021b].
США привлекают в среднем около 1 млн легальных мигрантов в год, из них более 40% приходится на страны Латинской Америки, примерно 39% на страны Азии, 11% — Африки и менее 10% — Европы. Если в начале XX века ключевыми странами, из которых прибывали мигранты‚ были Австро-Венгрия, Италия, Россия, Великобритания, то в конце XX века картина изменилась‚ и ключевыми странами стали Филиппины, Мексика, страны Карибского бассейна, Центральной Америки, Южной Америки. Если в начале XX века более 90% были выходцами из европейских стран, то во втором десятилетии XXI века более 90% — из стран Азии, Латинской Америки и Африки [Петровская 2022].
В XXI веке доля иммигрантов и их роль не только возрастают, но и во многом меняются. Если в 2000 г. доля родившихся за рубежом составляла 11%, то в 2010 г. она выросла до 13%. В дальнейшем тенденция роста доли мигрантов усиливается. По данным специалистов Центра иммиграционных исследований, в 2022 г. насчитывалось около 47 млн мигрантов и более 17 млн несовершеннолетних детей, которые родились в США, что в совокупности составляет 20% населения США [Center for Immigration Studies 2022].
По последним данным Бюро переписи населения США, испаноязычное население дает наибольший прирост населения — более 70% [U.S. Census Bureau 2024b]. Только за 2023 год испанское население США увеличилось на 1,64 млн человек за счет естественного прироста. Международная миграция также внесла вклад — в США прибыло около 440 тыс. мигрантов в 2023 г. Таким образом, испаноязычные стали второй по численности этнической группой страны (см. рисунок 2).
Таблица 1. Численность новорожденных в США в период 2016–2022 гг., тыс. чел.
Годы |
Всего родилось |
Белые (не испаноязычные) |
Испаноязычные |
Афроамериканцы |
Азиатского происхождения |
Индейского происхождения |
Уроженцы Тихоокеанских о. и Гавайев |
2016 |
3 945 |
2 056 |
918 |
558 |
254 |
31 |
9 |
2017 |
3 855 |
1 992 |
898 |
560 |
249 |
29 |
9 |
2018 |
3 791 |
1 956 |
886 |
552 |
240 |
29 |
9 |
2019 |
3 747 |
1 915 |
886 |
548 |
238 |
28 |
9 |
2020 |
3 613 |
1 843 |
866 |
529 |
219 |
26 |
9 |
2021 |
3 664 |
1 887 |
885 |
517 |
213 |
26 |
9 |
2022 |
3 667 |
1 840 |
937 |
500 |
218 |
25 |
10 |
Источник: [NVSS].
К 2022 г. число новорожденных «белых» практически сравнялось с суммой новорожденных у остальных этнических групп (см. таблицу 1). Ежегодно сокращается количество новорожденных детей у всех расовых групп‚ за исключением испаноязычных, хотя часть последних может в дальнейшем переклассифицировать себя в «белых», в частности через смешанные браки. Вопрос‚ как такие группы смотрят на американские ценности, социальные и иные проблемы страны, требует более глубокого анализа‚ тем более что в прессе уже обсуждается появление «колеблющихся» испаноязычных групп на выборах.
Динамичный рост испаноязычного населения существенно влияет на социально-экономический ландшафт США. С учетом того, что эта группа демонстрирует высокие темпы естественного прироста, в то время как рождаемость среди других расовых групп сокращается, роль испаноязычных в формировании будущего поколения американцев будет усиливаться. Это окажет влияние на такие сферы, как образование, рынок труда и потребительский сектор, где растущая доля молодежи с испаноязычными корнями станет важным экономическим фактором.
В США существует и нелегальная иммиграция. Институт иммиграционной политики (MPI) насчитывает около 11 млн человек. Большинство нелегальных иммигрантов прибывают в США из стран Латинской Америки, в первую очередь из Мексики, но в последние годы значительно возросло их количество из стран Центральной Америки (например, Гватемалы, Гондураса и Сальвадора), а также из Азии [MPI 2020]. Более половины нелегальных иммигрантов прожили в США более 14 лет. Около 15% нелегальных иммигрантов женаты/замужем за гражданином США и еще 6% состоят в официальных отношениях с человеком, имеющим вид на жительство (LPR). В США насчитывалось 5,2 млн детей (в возрасте до 17 лет) по крайней мере с одним родителем — нелегальным иммигрантом‚ или 7% от общей численности детского населения США в 73,8 млн человек.
По состоянию на 2023 г.‚ в США проживает 195 млн белых, 65 млн испаноязычных, 42 млн афроамериканцев, около 21 млн азиатского происхождения, 2,5 млн американских индейцев, более 8 млн американцев, которые относят себя к представителям двух и более рас [U.S. Census Bureau 2024b]. Соответственно растет общая численность населения страны и численность голосующих на выборах (см. таблицу 2). Основной прирост (3/4) произошел за счет детей мигрантов, достигших 18 лет, а также натурализованных мигрантов. Испаноязычные внесли наибольший вклад в увеличение числа избирателей.
Таблица 2. Количество зарегистрированных и проголосовавших на президентских выборах в период 1980–2020 гг., млн чел.
Год президентских выборов |
Численность населения США в возрасте 18 лет и старше |
Граждане США |
||
Всего |
Зарегистрировались в качестве избирателей |
Проголосовали на выборах |
||
1980 |
0,157 |
0,145 |
0,105 |
0,093 |
1984 |
0,170 |
0,157 |
0,116 |
0,102 |
1988 |
0,178 |
0,165 |
0,118 |
0,102 |
1992 |
0,186 |
0,168 |
0,127 |
0,114 |
1996 |
0,194 |
0,180 |
0,128 |
0,105 |
2000 |
0,203 |
0,186 |
0,130 |
0,111 |
2004 |
0,216 |
0,197 |
0,142 |
0,126 |
2008 |
0,226 |
0,206 |
0,146 |
0,131 |
2012 |
0,235 |
0,215 |
0,153 |
0,133 |
2016 |
0,246 |
0,224 |
0,158 |
0,138 |
2020 |
0,252 |
0,232 |
0,168 |
0,155 |
Источник: [U.S. Census Bureau 2022].
В последние десятилетия наблюдается абсолютный рост благосостояния американских трудящихся, но относительное неравенство продолжает сохраняться, а в некоторых случаях даже углубляться. Экономический рост и повышение уровня жизни не привели к кардинальным изменениям в распределении доходов среди различных этнических и социальных групп. Белое население по-прежнему удерживает преимущество в получении высоких доходов, лучшего образования и качественной медицинской помощи, в то время как афроамериканцы и латиносы, несмотря на общий прирост их численности и улучшение некоторых показателей, остаются в менее привилегированном положении.
В таблице 3 приведены данные медианного еженедельного дохода по расово-этническому признаку. Как видно из представленных данных, меняется соотношение в количестве работников между расами. За последние 20 лет самый большой прирост произошел среди испаноязычных работников. Если в начале века их доля составляла около 13%, то в 2024 г. уже 20%.
Стоит отметить, что традиционно самые высокие доходы получают американцы азиатского происхождения. Их недельные заработки выросли с начала XXI века с 615 до 1500 долл. У белых недельный заработок вырос с 590 до 1167 долл. Что касается испаноязычных и афроамериканцев, то они зарабатывают меньше всех. Если в 2000 г. афроамериканцы зарабатывали 474 долл., то испаноязычные — 399 долл. в неделю. Спустя почти четверть века уровень оплаты труда у афроамериканцев составляет 941 долл., а у испаноязычных 903 долл. в неделю при полной занятости. Существуют также отличия в оплате труда между мужчинами и женщинами. Например, испаноязычные мужчины зарабатывают в неделю 963 долл., а женщины — 831 долл. Правда, испаноязычные семьи зарабатывают больше афроамериканских, что связано‚ по всей видимости‚ с числом работающих в семьях и/или отработанными фактически часами1 (см. таблицу 4).
Таблица 3. Динамика количества работников и их медианного недельного дохода по расово-этническим группам в годы президентских выборов в XXI веке
Годы |
Количество работников, тыс. чел. |
Средненедельный заработок, долл. / неделю |
||||||||
Всего |
Белые |
Афроамериканцы |
Азиатского происхождения |
Испаноязычные |
По всем группам |
Белые |
Афроамериканцы |
Азиатского происхождения |
Испаноязычные |
|
2000 |
101210 |
83228 |
12410 |
4598 |
12761 |
576 |
590 |
474 |
615 |
399 |
2004 |
101224 |
82324 |
12032 |
4457 |
14061 |
638 |
657 |
525 |
708 |
456 |
2008 |
106648 |
86022 |
12821 |
5266 |
15807 |
722 |
742 |
589 |
861 |
529 |
2012 |
102749 |
81779 |
12230 |
5790 |
16302 |
768 |
792 |
621 |
920 |
568 |
2016 |
111091 |
86474 |
13963 |
7030 |
18950 |
832 |
862 |
678 |
1021 |
624 |
2020 |
110387 |
85142 |
14044 |
7353 |
19558 |
984 |
1003 |
794 |
1310 |
758 |
2024 |
119937 |
90152 |
16570 |
8581 |
23649 |
1143 |
1167 |
941 |
1500 |
903 |
Источник: [BLS 2024].
Латиноамериканское население, демонстрирующее самые высокие темпы роста, начинает играть все более значимую роль на рынке труда и в экономике США. Однако, несмотря на это, латиноамериканцы в большинстве своем зарабатывают меньше белых американцев и сталкиваются с препятствиями в доступе к возможностям карьерного роста и профессионального образования.
Эта ситуация начинает оказывать серьезное влияние на политические процессы. С ростом численности латиноамериканцев растет и их политический вес. «Структура неравенства по расам имеет прямое отношение к конфигурации электоральных коалиций, формированию повестки дня и предвыборных лозунгов обеих партий» [Григорьев, Григорьева 2021. C. 107]. Их проблематика — доступ к здравоохранению, образованию, защита трудовых прав и права мигрантов — все чаще оказывается в центре политических дебатов. Вопросы, касающиеся латиноамериканцев, приобретают важное значение для политиков, стремящихся заручиться их поддержкой. От этого будет зависеть не только исход выборов, но и дальнейшая трансформация политики в сторону более инклюзивных решений, нацеленных на уменьшение неравенства.
«Социально-экономическая ситуация в США традиционно имеет большое значение для исхода выборов» [Григорьев, Григорьева 2021. C. 108]. На рисунке 4 показано распределение медианного дохода по штатам США с указанием их партийной принадлежности, а также семь колеблющихся штатов на выборах в 2024 г. Очевидно, что распределение штатов по уровню доходов остается достаточно далеким от равенства. Средний медианный доход на душу населения в 2023 г. составил 80,6 тыс. долл. [U.S. Census Bureau 2024a] с перепадом от 47 тыс. в Миссисипи до 124 тыс. в Калифорнии и 162 тыс. долл. в округе Колумбия. Южные штаты, включая Алабаму (55 тыс. долл.), Теннесси (59) и Луизиану (56), демонстрируют относительно низкие доходы и более низкий уровень жизни в южной части страны. Штаты с высокими доходами располагаются в основном на северо-востоке и на Западном побережье, в том числе Массачусетс (128 тыс. долл.), Нью-Йорк (104), Аляска (114) и Калифорния (124).
Рисунок 4. Медианный доход по штатам в 2024 г. , тыс. долл. / душу населения
В таблице 4 показана сравнительная характеристика распределения доходов американских домохозяйств в начале XXI века и в 2023 г. Данные указывают на общую тенденцию к росту доходов среди всех этнических групп, однако сохраняются значительные различия между ними, особенно среди афроамериканцев и испаноязычного населения. Данные хорошо показывают диспропорцию между этническими группами. Доходы белых американцев (не испаноязычных) остаются ниже, чем у азиатского происхождения (89 и 113 тыс. долл. соответственно), но значительно выше, чем у афроамериканцев (56) и испаноязычных (65,5). У афроамериканцев и испаноязычных групп медианные доходы ниже, что подчеркивает экономическое неравенство.
Стоит отметить увеличение доли высокодоходных домохозяйств. Так, доля домохозяйств с доходом более 100 тыс. долл. выросла существенно — с 22,7% в 2000 г. до 40,9% в 2023 г. Особенно заметен рост доли домохозяйств с доходами более 200 тыс. долл.: с 4,3% в 2000 г. до 14,4% в 2023 г. У азиатского и белого населения эта доля еще выше.
Сокращается доля домохозяйств с низким доходом, что свидетельствует о снижении бедности. Так, доля домохозяйств с доходом ниже 35 тыс. долл. сократилась с 31,9% до 21% среди всех групп населения, однако среди афроамериканцев и испаноязычных это сокращение не так велико. Происходит неравномерный рост доходов среди расово-этнических групп. Доходы азиатского населения растут быстрее, чем у других групп, особенно в верхних сегментах. Все эти тенденции оказывают влияние на предпочтения избирателей и выбор кандидатур во время голосования на выборах, в том числе и президентских.
Таблица 4. Распределение американских домохозяйств по доходам в 2000 и 2023 г.
|
Все население |
Афроамериканцы |
Азиатского происхождения |
Испаноязычные |
Белые американцы (не испаноязычные) |
|||||
2000 г. |
2023 г. |
2002 г. |
2023 г. |
2002 г. |
2023 г. |
2000 г. |
2023 г. |
2000 г. |
2023 г. |
|
Количество домохозяйств, тыс. |
106418 |
132200 |
13 470 |
18 040 |
3 917 |
7 655 |
9 663 |
19 860 |
80 530 |
84 440 |
Средний доход, тыс. долл. |
57 |
114,5 |
64 |
81 |
113 |
158 |
73 |
91 |
102 |
123 |
Медианный доход, тыс. долл. |
70 |
95 |
47 |
56 |
85 |
113 |
55 |
65,5 |
76 |
89 |
Распределение общего объема денежных доходов по 20% группам населения, в % |
|
|
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Нижние 20% населения (с наименьшими доходами) |
|
|
31,3 |
30,8 |
н/д |
14,5 |
24,6 |
23,1 |
17,6 |
17,4 |
Вторая группа |
|
|
22,3 |
23,7 |
н/д |
14,1 |
25,1 |
24,8 |
19,2 |
18,5 |
Третья группа |
|
|
21,3 |
20,2 |
н/д |
16,5 |
22,7 |
21,1 |
19,6 |
20,0 |
Четвертая группа |
|
|
15,0 |
15,2 |
н/д |
20,9 |
17,6 |
18,3 |
21,0 |
21,4 |
Пятая (с наибольшими доходами) |
|
|
10 |
10,1 |
н/д |
34,0 |
10,0 |
12,3 |
22,5 |
22,7 |
Топ 5% самых состоятельных домохозяйств |
|
|
1,9 |
2,2 |
н/д |
11,6 |
1,9 |
2,5 |
5,8 |
5,6 |
Ниже 15000 |
11,1 |
7,4 |
16,7 |
13,9 |
7,4 |
5,8 |
9,3 |
8,5 |
6,3 |
5,9 |
15000 – 24999 |
10,6 |
6,7 |
12,3 |
9,8 |
5,8 |
4,6 |
9,9 |
7,5 |
7,8 |
6,0 |
25000 – 34999 |
10,2 |
6,9 |
10,2 |
8,5 |
6,5 |
4,7 |
11,4 |
8,3 |
7,5 |
6,5 |
Итого 0–34999 |
31,9 |
21,0 |
39,2 |
32,2 |
19,7 |
15,1 |
30,6 |
24,3 |
21,6 |
18,4 |
35000 – 49999 |
14,1 |
10,3 |
14,2 |
12,6 |
10,1 |
7,5 |
14,1 |
12,7 |
11,0 |
9,4 |
50000 – 74999 |
16,3 |
15,7 |
17,3 |
17,1 |
11,5 |
11,4 |
20,3 |
18,5 |
16,7 |
15,0 |
75000 – 99999 |
13,0 |
12,1 |
10,3 |
12,1 |
13,6 |
10,0 |
12,9 |
12,5 |
13,3 |
12,2 |
Итого 35000 – 99999 |
43,4 |
38,1 |
41,8 |
41,0 |
35,2 |
28,9 |
47,3 |
43,7 |
41,0 |
36,6 |
100000 – 149999 |
13,2 |
17,0 |
11,3 |
13,2 |
17,5 |
17,3 |
14,0 |
15,7 |
18,7 |
18,1 |
150000 – 199999 |
5,2 |
9,5 |
4,4 |
5,5 |
11,2 |
11,7 |
4,4 |
7,8 |
8,9 |
10,5 |
200000 и больше |
4,3 |
14,4 |
3,3 |
7,3 |
13,3 |
26,9 |
3,7 |
8,3 |
9,8 |
16,3 |
Итого от 100000 и выше |
22,7 |
40,9 |
19,0 |
26,0 |
42 |
55,9 |
22,1 |
31,8 |
37,4 |
44,9 |
Доля населения |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Источник: https://www2.census.gov/programs-surveys/cps/tables/hinc-06/2001/new07_000.txt, https://www.census.gov/data/tables/time-series/demo/income-poverty/cps-hinc/hinc-06.html, https://www.census.gov/data/tables/time-series/demo/income-poverty/cps-hinc/hinc-05.html, https://www2.census.gov/library/publications/2024/demo/p60-282.pdf
Структура голосующих
Структура голосующих в США определяется несколькими ключевыми факторами, включая географию, демографию, историю и текущие политические события. Влияние этнической и гендерной структуры голосования становится все более значимым с возрастанием этнического разнообразия в США. Этнические группы де-факто имеют разные композиции социально-политических воззрений и предпочтений, что влияет на итоговые результаты выборов. В таблице 5 показана трансформация состава американских избирателей за последние 40 лет.
Таблица 5. Расово-этнический состав голосующих на президентских выборах в США в период 1980–2020 гг., %
|
Белые (не испаноязычные) |
Афроамериканцы |
Азиатского происхождения |
Испаноязычные |
Другие (не испаноязычные) |
1980 |
87,6 |
8,9 |
0 |
2,6 |
1 |
1984 |
85,5 |
10 |
0 |
3 |
1,4 |
1988 |
84,9 |
9,8 |
0 |
3,6 |
1,7 |
1992 |
84,6 |
9,9 |
0 |
3,7 |
1,7 |
1996 |
82,5 |
10,3 |
0 |
4,7 |
2,2 |
2000 |
80,7 |
11,5 |
0 |
5,4 |
2,4 |
2004 |
79,2 |
11 |
2,2 |
6 |
1,6 |
2008 |
76,3 |
12,1 |
2,5 |
7,4 |
1,7 |
2012 |
73,7 |
12,9 |
2,8 |
8,4 |
2,1 |
2016 |
73,3 |
11,9 |
3,6 |
9,2 |
2 |
2020 |
71,0 |
11,7 |
4,3 |
10,6 |
2,4 |
Источник: [U.S. Census Bureau 2022].
Как видно из представленных данных, доля белых избирателей снизилась до 71%, а доля меньшинств выросла. Если в 1980 г. меньшинства суммарно составляли 12,5% избирателей, то в 2000 г. уже 19,3%, а на выборах 2020 г. их доля возросла до 26,6%. Важно отметить, что это данные официальной американской статистики Бюро переписи населения (U.S. Census Bureau). При этом американский исследовательский центр «Пью» (Pew Research Сenter) на основании своих исследований говорит о более высоких долях. Таким образом, испаноязычный электорат за четверть века вырос почти на 22 млн человек. Соответственно увеличивается и их доля участия в выборах. Если в начале века она составляла 7,4% (Pew) (5,4% Census), то в 2024 г. — 14,7% (Pew 2024). По их расчетам‚ на выборах в 2024 г. доля афроамериканцев — 14%, азиатского происхождения — 6,1%2. Обычно избиратели с более высоким доходом и уровнем образования участвуют в выборах активнее, чем граждане с низким доходом. Высокий доход часто коррелирует с уровнем образования, а более образованные граждане обычно лучше осведомлены о влиянии политики на экономику и их личные финансы, что мотивирует их голосовать. На результат выборов может оказывать влияние непропорционально высокая активность обеспеченных граждан, тогда как доля малообеспеченных избирателей может оставаться заниженной, что приводит к искажению представления о реальных интересах всех групп населения. В 2024 г. усилия избирательной кампании Трампа были направлены на то, чтобы привлечь на избирательные участки тех, кто обычно на выборы не ходит.
На выборах 2020 г. явка избирателей составила 66,6% (рекордные на тот момент). А в 2024 г. в США в качестве избирателей зарегистрировано 244 млн человек; по предварительным данным‚ явка составила около 65%. В некоторых штатах явка избирателей в 2024 г. была выше, чем в 2020 г., побив рекорд за последние 44 года. Например, в штате Орегон (75%), Висконсин (76,1%), Мичиган (73,8%), Пенсильвания (70‚2%), Джорджия (67‚6%). В среднем явка избирателей увеличилась на 1% в этих штатах [The Washington Post 2024a].
С 2000 г. общая численность избирателей в США увеличилась с 186,4 до 246 млн человек, что свидетельствует о росте американского населения, имеющего право голосовать (см. таблицу 6). Происходит рост численности избирателей среди всех расово-этнических групп. Каждый год около 1,4 млн латиноамериканцев в США получают право голоса. По оценкам центра «Пью», в 2024 г. право голоса имеют 36,2 млн испаноязычных по сравнению с 32,3 млн в 2020 г. и 14,3 млн в начале века.
Количество избирателей среди афроамериканцев также демонстрирует стабильный рост: с 23,3 млн в 2000 г. до 34,4 млн в 2024 г. Хотя темпы роста не такие высокие, как среди испаноязычных избирателей, афроамериканцы остаются важной группой избирателей.
Численность азиатских избирателей увеличилась почти в три раза: с 5,4 млн в 2000 г. до 15 млн в 2024 г. Это самый быстрый рост среди всех групп, что свидетельствует о возрастающем значении азиатского электората в политической системе США.
Белые избиратели, хотя и остаются крупнейшей группой, снижают свою относительную долю в общей численности электората. Изменения в численности различных расово-этнических групп указывают на трансформацию американского электората и увеличение влияния меньшинств на политические процессы в стране.
Таблица 6. Численность американцев, имеющих право голосовать, по расово-этническим группам, млн чел.
Годы |
Испаноязычные |
Афроамериканцы |
Азиаты |
Белые |
Всего |
2000 |
14,3 |
23,3 |
5,4 |
143,4 |
186,4 |
2004 |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
197,0 |
2008 |
19,3 |
26,7 |
7,8 |
152,3 |
206,1 |
2012 |
23,6 |
29,1 |
9,6 |
152,8 |
215,1 |
2016 |
27,3 |
31,0 |
11,3 |
154,5 |
224,1 |
2020 |
32,3 |
32,2 |
13,0 |
154,1 |
231,6 |
2024 |
36,2 |
34,4 |
15,0 |
160,3 |
246 |
Источник: составлено автором на основе материалов Pew Research Center: https://www.pewresearch.org/short-reads/2024/01/10/key-facts-about-hispanic-eligible-voters-in-2024/, https://www.pewresearch.org/short-reads/2024/01/10/key-facts-about-black-eligible-voters-in-2024/
В Калифорнии проживает четверть всех испаноязычных избирателей с правом голоса. Следующими по величине штатами по числу латиноамериканцев, имеющих право голоса, являются Техас, Флорида, Нью-Йорк и Аризона [Pew Research Center 2024b]. Более половины этих избирателей моложе 40 лет, и большинство из них родились в США. «Поддержка определенных политиков, платформ и партий определяется системой ценностей конкретного избирателя. Однако выявить идеологическую ориентацию представителей меньшинств достаточно сложно» [Кувалдина 2012].
Традиционно меньшинства придают большое значение семье, выступают против однополых браков, не поддерживают легализацию абортов. В жизни афроамериканцев и испаноязычных важную роль играет религия. Это сближает их с позицией Республиканской партии. Важно отметить, что для испаноязычного населения важнейшими вопросами являются иммиграционная политика и образование на двух языках.
При этом программа республиканцев предполагает признание английского языка «единственным официальным государственным языком, объединяющей силой, необходимой для дальнейшего развития иммигрантских общин и всей нации в целом» [Травкина 2018].
На рисунке 5 представлена динамика поддержки двух основных политических партий США — Республиканской и Демократической — среди расово-этнических групп американского электората. Белые избиратели демонстрируют устойчивую симпатию к Республиканской партии. Испаноязычные (латиноамериканские) избиратели хотя по-прежнему предпочитают Демократическую партию, но постепенно меняют свои предпочтения в сторону Республиканской. Среди азиатов заметны тенденции к некоторому увеличению поддержки республиканцев, хотя демократы по-прежнему доминируют. Афроамериканцы остаются самой верной электоральной группой Демократической партии. Эти данные отражают постепенные, но важные изменения в политической ориентации различных расовых и этнических групп американского общества. Об общем усилении позиций меньшинств на выборах в 2024–2028 гг. Л.М. Григорьев писал более 10 лет назад [Григорьев 2013].
Рисунок 5. Трансформация американского электората по расово-этническим группам
По данным Института Гэллапа, партийные преимущества демократов среди чернокожего и испаноязычного населения достигли нового минимума в феврале 2024 г. Демократы сохраняют меньшее преимущество среди молодежи. Эти изменения в партийной принадлежности ключевых подгрупп привели к тому, что демократы перешли от значительного превосходства над республиканцами в период с 2012 по 2021 г. к небольшому дефициту в 2022 и 2023 гг. [Gallup 2024].
Для молодежи выборы являются серьезной возможностью реализовать свои демократические права, использовать свой политический голос и определить будущее страны. На выборах в 2024 г. хотя в целом молодежь отдала предпочтение Камале Харрис (перевес в 6%), но это гораздо меньше, чем в 2020 г., когда перевес составлял 25 процентных пунктов. То есть и молодые мужчины, и молодые женщины за последние 4 года существенно изменили свои партийные предпочтения, что говорит либо о серьезном сдвиге со стороны тех же молодых людей, либо о совершенно разных сегментах молодежного электората, пришедших на выборы в 2020 и 2024 гг. [Circle 2024].
Люди с высшим образованием чаще поддерживают Демократическую партию, хотя это распределение не всегда однозначно и зависит от ряда факторов, включая расовые и этнические различия. Поддержка среди белых избирателей более разнородна. В последние годы наблюдался почти равномерный раскол среди белых избирателей с высшим образованием между двумя партиями, хотя молодые белые с дипломами чаще поддерживают демократов. Это говорит о том, что разделение по образовательному уровню также переплетается с возрастными и культурными факторами.
Среди небелых избирателей — и образованных, и менее образованных — поддержка демократов значительно выше, что отражает этнические и культурные предпочтения, исторически сложившиеся между меньшинствами и политическими партиями. Партийные различия среди образованных белых значительно меньше.
В своем исследовании М.А. Черных (см. рисунок 6) описывает современный политический портрет американцев с корнями из испаноязычных стран Латинской Америки, которые считают себя сторонниками Демократической партии и Республиканской таким образом:
Рисунок 6. Политический портрет испаноязычных избирателей (оценка до выборов 2024 г.)
Источник: Черных М.А. Тенденции испаноязычных избирателей: сдвиг в сторону Республиканской партии? // США и Канада: ЭПК. 2023. №9. С. 74–86.
Республиканцы и демократы в XXI веке переживают большие перемены. И прежде всего это результат изменившейся демографии и трансформации их традиционной идеологии [Травкина 2018].
В таблице 7 показаны результаты распределения голосов выборщиков с 2000 г.
Таблица 7. Распределение голосов между республиканцами и демократами на президентских выборах с 2000 г.
|
Республиканец |
Демократ |
Голоса выборщиков |
Количество проголосовавших, млн чел. |
Доля проголосовавших,% |
|||
Р. |
Д. |
Р. |
Д. |
Р. |
Д. |
|||
2000 |
Дж. Буш-мл. |
Альберт Гор |
271 |
266 |
50,45 |
50,99 |
47,9 |
48,4 |
2004 |
Дж. Буш-мл. |
Джон Керри |
286 |
251 |
62,02 |
59,02 |
50,7 |
48,3 |
2008 |
Джон Маккейн |
Барак Обама |
173 |
365 |
59,93 |
69,45 |
45,7 |
52,9 |
2012 |
Митт Ромни |
Барак Обама |
206 |
332 |
60,58 |
65,44 |
47,1 |
50,9 |
2016 |
Дональд Трамп |
Хиллари Клинтон |
304 |
227 |
65,84 |
62,97 |
48,1 |
46,0 |
2020 |
Дональд Трамп |
Джозеф Байден |
232 |
306 |
74,21 |
81,26 |
46,9 |
51,3 |
2024 |
Дональд Трамп |
Камала Харрис |
226 |
312 |
74,7 |
70,1 |
50,5 |
48,0 |
Источник: [Britannica 2024].
На президентских выборах в 2000 г. победил республиканец Дж. Буш-младший. Результат был весьма близким, и выборы стали предметом юридических споров из-за предполагаемого нарушения в штате Флорида. В 2004 г. Дж. Буш-младший переизбрался на второй срок‚ победив демократа Джона Керри. В 2008 г. Барак Обама‚ кандидат от Демократической партии‚ стал первым афроамериканцем, избранным на пост президента. В 2012 г. он переизбрался на второй срок, победив республиканца Митта Ромни. В 2016 г. Дональд Трамп (республиканец) победил Хиллари Клинтон, став первым президентом, не имеющим предшествующего опыта в политике. В 2020 г. Джо Байден, кандидат от Демократической партии, победил Дональда Трампа, став 46-м президентом США. Пандемия COVID-19 была центральной темой предвыборной кампании Байдена, который активно использовал этот момент для критики действующей администрации Трампа за ее ответ на пандемию. Он обещал более эффективное управление эпидемией и восстановление экономики после нее. Выбор Камалы Харрис в качестве кандидата на пост вице-президента позволил Байдену привлечь молодежь, женщин и этнические меньшинства, укрепив его позиции среди этих групп избирателей [BBC 2020].
Президентские выборы 2020 г. стали самыми массовыми по явке в XXI веке и показали наибольший прирост числа избирателей по сравнению с предыдущими президентскими выборами. Несмотря на то что многие штаты сохранили традиционные процедуры голосования, пандемия COVID-19 побудила другие штаты расширить практику досрочного голосования, включая автоматическую рассылку бюллетеней всем зарегистрированным избирателям, которые можно было вернуть по почте. В результате таких мер значительно выросло количество голосований нетрадиционными методами (см. рисунок 7 — резкий рост голосования по почте). Можно говорить о «почтовой демократии 2020 г.»: доля голосов, поданных по почте, превысила число избирателей, явившихся на участки в день выборов, и выросла вдвое по сравнению с 2016 г. В этой связи прогнозирование поведения избирателей усложнилось, особенно с учетом резкого роста числа голосов меньшинств, голосовавших по почте, зачастую впервые. Это также снизило значение экзит-полов в день выборов, так как они охватили лишь около двух пятых проголосовавших в 2020 г.
Рисунок 7. Способы голосования на президентских выборах в период 2004–2020 гг. (в процентах)
Источник: [U.S. Census Bureau 2022].
Выборы-2024
В ноябре 2024 г. прошли юбилейные‚ 60-е выборы президента США. В предвыборной гонке традиционно соперничали Республиканская и Демократическая партии, а независимый представитель клана Кеннеди снял свою кандидатуру в колеблющихся штатах в пользу Трампа. На каждых президентских выборах складываются свои уникальные обстоятельства — от личных характеристик кандидатов до состояния экономики и исторических событий, таких как глобальная пандемия. Понимание меняющегося расового и этнического состава помогает увидеть, как могут изменяться политические тенденции с течением времени [Pew Research Center 2024a]. Важно отметить, что система выборов в США является двухступенчатой, где первоначальное голосование происходит на уровне штатов, а затем результаты этих выборов используются для формирования голосов выборщиков, которые фактически выбирают президента.
Напомним, что для победы необходимо набрать 270 голосов выборщиков. Основная битва разыгралась за 77 голосов выборщиков в так называемых колеблющихся штатах (swing states) — штаты, в которых накануне выборов наблюдался приблизительно равный уровень популярности кандидатов от обеих основных партий (см. рисунок 4). Список колеблющихся штатов от выборов к выборам меняется. Как правило, чем больше в штате проживает независимых избирателей, то есть не имеющих строгой партийной привязки и голосующих по-разному от выборов к выборам, тем выше шанс, что именно этот штат станет колеблющимся. На президентских выборах в 2024 г. такими штатами стали Аризона, Джорджия, Мичиган, Невада, Пенсильвания, Висконсин и Северная Каролина [Axios 2024].
С начала XXI века демографическая структура колеблющихся штатов претерпела изменения (см. таблицы 8 и 9).
Таблица 8. Расово-этнический состав электората США в колеблющихся штатах
|
США |
Аризона |
Джорджия |
Мичиган |
Невада |
Северная Каролина |
Пенсильвания |
Висконсин |
Численность населения (млн чел.) |
336 |
7,2 |
10,7 |
10,1 |
3,1 |
10,5 |
13 |
5,9 |
Белые (не испаноязычные), % |
||||||||
2000 |
76 |
75 |
68 |
82 |
76 |
75 |
87 |
91 |
2010 |
72 |
69 |
63 |
80 |
66 |
72 |
84 |
88 |
2018 |
67 |
63 |
58 |
79 |
58 |
69 |
81 |
86 |
Испаноязычные, % |
||||||||
2000 |
7 |
15 |
2 |
2 |
10 |
2 |
2 |
2 |
2010 |
10 |
19 |
3 |
3 |
15 |
3 |
4 |
3 |
2018 |
13 |
24 |
5 |
3 |
20 |
4 |
5 |
4 |
Афроамериканское население, % |
||||||||
2000 |
12 |
3 |
27 |
13 |
7 |
20 |
9 |
5 |
2010 |
12 |
4 |
31 |
14 |
8 |
21 |
10 |
5 |
2018 |
13 |
5 |
32 |
13 |
9 |
22 |
10 |
6 |
Азиатского происхождения, % |
||||||||
2000 |
2 |
1 |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
2010 |
4 |
2 |
2 |
1 |
6 |
1 |
2 |
1 |
2018 |
4 |
3 |
3 |
2 |
8 |
2 |
2 |
2 |
Другие, % |
||||||||
2000 |
2 |
6 |
1 |
2 |
4 |
2 |
1 |
1 |
2010 |
2 |
6 |
1 |
2 |
4 |
2 |
1 |
2 |
2018 |
3 |
6 |
2 |
2 |
5 |
3 |
2 |
2 |
Источник: Pew Research Center.
Средняя величина трех групп по США составляет 30%. Только в двух колеблющихся штатах доля меньшинств (без прочих) заметно превышает 30% (Джорджия 40%, Невада 37%). Но в четырех штатах видны крупные группы испаноязычного или афроамериканского населения (более 20% и выше национальных средних). Судьба президентских выборов, видимо, решается как белым (расколотым на две партии) населением, так и этими крупными группами.
Таблица 9. Демографический состав колеблющихся штатов по данным в 2022 г.
|
Аризона |
Джорджия |
Мичиган |
Невада |
Северная Каролина |
Пенсильвания |
Висконсин |
Численность населения (млн чел.) |
7,17 |
10,7 |
10,1 |
3,1 |
10,5 |
13,0 |
5,88 |
Белые (не испаноязычные), % |
53 |
50,8 |
73,5 |
46,4 |
61,7 |
74,5 |
79,9 |
Испаноязычные, % |
32 (2,3 млн чел.) |
10,1 (1,08 млн чел.) |
5,47 (550 тыс. чел.) |
29,6 (919 тыс. чел.) |
10 (1,05 млн чел.) |
8,12 (1,06 млн чел.) |
7,33 (431 тыс. чел.) |
Афроамериканское население, % |
4,3 |
31,1 |
13,4 |
9,0 |
20,6 |
10,4 |
6,1 |
Две и более расы (не испаноязычные), % |
3,45 |
3,14 |
3,68 |
4,95 |
3,27 |
2,98 |
2,99 |
Азиатского происхождения, % |
3,26 |
4,3 |
3,24 |
8,27 |
3,08 |
3,6 |
2,85 |
Другие, % |
4 |
0,56 |
0,71 |
1,8 |
1,35 |
0,4 |
0,88 |
Средний возраст (лет) |
38,4 |
37,2 |
39,9 |
38,5 |
39,1 |
40,8 |
39,9 |
Медианный доход (тыс. долл.) |
72,6 |
71,4 |
68,5 |
71,6 |
66,2 |
73,2 |
72,5 |
Уровень бедности, % |
13,1 |
13,5 |
13,1 |
12,7 |
13,3 |
11,8 |
10,7 |
Источник: составлено автором на основе данных Data USA (https://datausa.io) по соответствующим штатам.
Колеблющиеся штаты трансформируются, в них меняется электорат. Интересно, что как средний возраст, так и показатели медианного дохода и уровня бедности в общем довольно близки — все семь не являются беднейшими или богатейшими штатами США. Понимание изменений в расовом и этническом составе в ключевых штатах помогает предположить, как могут меняться политические тенденции с течением времени.
«На выборах в 2020 г. городские образованные избиратели в больших городах Калифорнии, Новой Англии и Юга были за претендента-демократа, но его основной перевес был обеспечен меньшинствами. Это указывает на сложное положение небелых образованных, поскольку их выбор в значительной степени был в пользу Байдена, включая граждан азиатского происхождения, которые по доходам давно обошли белых» [Григорьев, Григорьева 2021. C. 114]. Трамп в значительной мере проиграл Байдену за счет позиции афроамериканских женщин, которые проголосовали по почте.
В таблице 10 показаны изменения в голосовании в колеблющихся штатах в течение первой четверти XXI века. На выборах 2024 года за республиканскую партию проголосовали во всех колеблющихся штатах.
Таблица 10. Итоги голосования в колеблющихся штатах с начала XXI века, %
Год выборов |
Аризона |
Джорджия |
Мичиган |
Невада |
Северная Каролина |
Пенсильвания |
Висконсин |
|
Количество выборщиков |
11 |
16 |
15 |
6 |
16 |
19 |
10 |
|
2000 |
Р. |
51 |
55 |
46,1 |
49,5 |
56 |
46,4 |
47,6 |
Д. |
44,7 |
43,2 |
51,3 |
45,9 |
43,1 |
50,6 |
47,8 |
|
2004 |
Р. |
54,9 |
58 |
47,8 |
50,5 |
56 |
48,4 |
49,3 |
Д. |
44,4 |
41,4 |
51,2 |
47,9 |
43,6 |
50,9 |
49,7 |
|
2008 |
Р. |
53,6 |
52,2 |
41 |
42,7 |
49,4 |
44,2 |
42,3 |
Д. |
45,1 |
47 |
57,4 |
55,1 |
49,7 |
54,5 |
56,2 |
|
2012 |
Р. |
53,7 |
53,3 |
44,7 |
45,7 |
50,4 |
46 |
45,9 |
Д. |
44,6 |
45,5 |
54,2 |
52,4 |
48,4 |
52,1 |
52,8 |
|
2016 |
Р. |
48,7 |
50,8 |
47,5 |
45,5 |
49,8 |
48,6 |
47,2 |
Д. |
45,1 |
45,6 |
47,3 |
47,9 |
46,2 |
47,9 |
46,5 |
|
2020 |
Р. |
49,1 |
49,2 |
47,8 |
47,7 |
49,9 |
48,8 |
48,8 |
Д. |
49,4 |
49,5 |
50,6 |
50,1 |
48,6 |
50 |
49,4 |
|
2024 |
Р. |
52,3 |
50,7 |
49,7 |
50,6 |
51,1 |
50,5 |
49,7 |
Д. |
46,7 |
48,5 |
48,4 |
47,5 |
47,7 |
48,5 |
48,8 |
Источник: составлено автором.
Победа Трампа в 2024 г. в колеблющихся штатах была обусловлена несколькими факторами, в том числе его акцентом на экономические и культурные темы, привлекающие разные группы избирателей. Во время избирательной кампании Трамп достаточно четко донес до избирателей свою экономическую программу MAGA (Make America Great Again). Среди латиноамериканцев, поддерживающих Трампа, именно экономика заняла первостепенное значение — 93% назвали ее ключевым фактором их голосования наряду с такими проблемами, как преступность и иммиграция. Для многих латиноамериканцев экономические проблемы, включая высокую стоимость жилья и товаров, стали основным мотивом при выборе кандидата. Приоритет экономической стабильности и сохранения безопасности был ключевым аспектом, определяющим поддержку среди испаноязычных мужчин на этих выборах [Pew Research Center 2024a].
Белые избиратели на протяжении последних 40 лет демонстрируют незначительное, но довольно устойчивое предпочтение кандидатам от Республиканской партии. Ранее наблюдалось, что расовые меньшинства голосуют преимущественно за демократов. Важно отметить, что расово-этнические группы не являются монолитными. Внутри них существует большое многообразие взглядов и предпочтений. В таблице 11 приведены данные с 2000 г.‚ показывающие, что и афроамериканцы, и испаноязычные, и азиатского происхождения голосуют преимущественно за кандидатов от Демократической партии. Причем голоса афроамериканцев колеблются всегда в районе 90%, а когда выдвигался на высший пост Обама, свои голоса за него отдали 95% избирателей.
Таблица 11. Структура голосования по расово-этническим группам с 2000 по 2024 г., % (Exit polls)
Год выборов и кандидаты |
Белые |
Афроамериканцы |
Испаноязычные |
Азиатского происхождения |
Другие |
|||||
Р. |
Д. |
Р. |
Д. |
Р. |
Д. |
Р. |
Д. |
Р. |
Д. |
|
2000 г. Дж. Буш-мл. (республиканец) и Альберт Гор (демократ) |
54 |
42 |
9 |
90 |
35 |
62 |
41 |
55 |
39 |
55 |
2004 г. Дж. Буш-мл. (республиканец) и Джон Керри (демократ) |
58 |
41 |
11 |
88 |
44 |
53 |
44 |
56 |
40 |
54 |
2008 г. Джон Маккейн (республиканец) и Барак Обама (демократ) |
55 |
43 |
4 |
95 |
31 |
67 |
35 |
62 |
31 |
66 |
2012 г. Митт Ромни (республиканец) и Барак Обама (демократ) |
59 |
39 |
6 |
93 |
27 |
71 |
26 |
73 |
38 |
58 |
2016 г. Дональд Трамп (республиканец) и Хиллари Клинтон (демократ) |
58 |
37 |
8 |
88 |
29 |
65 |
29 |
65 |
37 |
56 |
2020 г. Дональд Трамп (республиканец) и Джозеф Байден (демократ) |
58 |
41 |
12 |
87 |
32 |
65 |
34 |
61 |
41 |
55 |
2024 г. Дональд Трамп (республиканец) и Камала Харрис (демократ) |
57 |
41 |
13 |
85 |
46 |
52 |
39 |
54 |
42 |
54 |
Источник: [The New York Times 2020, The Washington Post 2024b].
Голоса испаноязычных растут в диапозане от 53 до 71% — это объясняется тем, что испаноязычный электорат неоднороден. Например, американцы мексиканского, пуэрториканского, доминиканского происхождения по своим взглядам являются демократами, а американцы кубинского и колумбийского происхождения чаще являются сторонниками Республиканской партии. Стоит обратить внимание на то, что в 2004 г. за республиканского кандидата Дж. Буша-младшего проголосовало рекордное количество испаноязычного населения — 44%. Если посмотреть географическое распределение, то испаноязычное население‚ проживающее на западе США, особенно в Калифорнии, поддерживает Демократическую партию. Традиционно уровень явки на выборы среди испаноязычных американцев, имеющих право голоса, ниже, чем у других групп. Этот феномен ученые объясняют тем, что иммигранты исторически старались занять нейтральную позицию между страной своего происхождения и США. Участие в политической жизни предполагает сохранение и/или создание прочных связей. Иммигранты же предпочитают не делать выбор, а держаться на расстоянии, дистанцируясь от политики в обеих странах. Но на смену этой отстраненности постепенно приходит участие, хотя и менее активное, чем у других расово-этнических групп, во втором и третьем поколениях испаноязычных, связавших свою жизнь с США [Espino, Leal, Meier 2007].
«Серьезное отличие испаноязычных от афроамериканцев заключается в том, что они не ощущают себя как единую политическую силу. При обилии схожих черт, характерных для всех групп латинос, общая повестка дня у них отсутствует. Отчасти это можно объяснить тем фактом, что в прошлом у испаноязычных нет истории притеснений по расовому или культурному признакам в таких масштабах, как это было у афроамериканцев. Их проблемы в первую очередь обусловлены социально-экономическим положением, которое, как и проблема иммиграции, могло бы стать естественным консолидирующим, если не цементирующим фактором для сплочения представителей этой группы» [Кувалдина 2012].
Что касается голосования меньшинства азиатского происхождения, то тут тоже многое зависит от их этнического происхождения. Считается, что американцы китайского и индийского происхождения скорее поддержат демократов, а вьетнамцы — республиканцев. На их предпочтения влияет как история миграционных процессов, так и нынешние внешнеполитические отношения со страной происхождения.
Показатели явки избирателей также сильно различаются в зависимости от расовых и этнических групп. Традиционно высокая явка у белых избирателей. У афроамериканцев тоже достаточно высокий уровень явки, хотя, как правило, ниже, чем у белых. Исключением были голосования в 2008 и 2012 гг. В 2020 г. большое количество афроамериканских женщин проголосовали по почте, что изменило исход выборов и во многом позволило Демократической партии победить.
Как показывает история, политик вполне может заручиться поддержкой большего числа избирателей в масштабах всей страны, но так и не стать хозяином Овального кабинета. Подобное, например, произошло с Хиллари Клинтон в 2016 г. или ее однопартийцем Элом Гором в 2000-м [Забродин 2024].
С 2000 г. на президентских выборах в США наблюдаются заметные различия в поведении избирателей среди различных расово-этнических групп. Эти различия отражают социальные, экономические и политические реалии каждой группы, а также реакции на кандидатов и их программы.
Афроамериканские избиратели традиционно поддерживают Демократическую партию. Этот тренд особенно усилился в 2008 и 2012 гг. с избранием Обамы. Например, в 2008 г. около 95% афроамериканских избирателей проголосовали за Обаму. В последующие годы поддержка демократов среди афроамериканцев оставалась высокой, хотя в 2020 г. наблюдалось небольшое увеличение голосов за республиканского кандидата Трампа (примерно 12%), хотя этого не хватило.
Латиноамериканское население представляет собой растущую группу избирателей с разнообразными политическими предпочтениями. Латиноамериканцы ранее были склонны голосовать за Демократическую партию, но их поддержка не столь однородна, как у афроамериканцев. В 2000-х годах около 60% латиноамериканцев голосовали за демократов. В 2016 и 2020 гг. значительная часть латиноамериканских избирателей в некоторых штатах (например, во Флориде) поддержала Трампа, особенно кубиноамериканцы и выходцы из Венесуэлы.
Азиатские избиратели также склонны поддерживать демократов, хотя до 2000-х годов их голосование было более разнообразным. В последние десятилетия поддержка ими Демократической партии росла, и в 2020 г. около 63% азиатских избирателей голосовали за Байдена. Азиатское сообщество отличается значительным внутренним разнообразием, и политические предпочтения могут варьироваться в зависимости от национальности, возраста и уровня образования.
Белые избиратели, будучи пока самой крупной группой, демонстрируют более разнообразные политические предпочтения. В целом белые избиратели чаще поддерживают Республиканскую партию, особенно протестантского вероисповедания [Сокольщик 2021]. В 2016 г. Трамп получил около 57% голосов белых избирателей. Однако среди белых с высшим образованием и в городских районах чаще наблюдается поддержка демократов.
На президентских выборах 2008–2012 гг. афроамериканцы массово голосовали за Обаму, так же делала и значительная часть латиноамериканцев и азиатских избирателей. Белые избиратели были более разделены, но большинство поддержали республиканцев.
В 2020 г. Байден получил широкую поддержку среди афроамериканцев, латиноамериканцев и азиатов, а Трамп вновь опирался на голоса белого рабочего класса.
Избирательные предпочтения расово-этнических групп становятся все более важным фактором в президентских выборах, и эти различия продолжают формировать политический ландшафт США.
В 2024 г. изначально за пост президента страны боролись Трамп и Байден, который 21 июля заявил, что снимает свою кандидатуру3, а в Федеральную избирательную комиссию поступило уведомление о выдвижении вице-президента страны Камалы Харрис на пост главы государства. Ямайские и индийские корни позволили политическим стратегам позиционировать Харрис и как «черную», и как «азиатку» — две динамично растущие избирательные группы американцев. Ее гендерная и этническая принадлежность символизируют прогресс в области равноправия и могут привлечь избирателей, стремящихся к инклюзивности. Харрис активно выступает за права женщин, включая защиту репродуктивных прав и равенство в оплате труда. Ее работа по этим вопросам может привлечь электорат, обеспокоенный социальной справедливостью. Харрис также является членом Alpha Kappa Alpha Sorority, Inc. — старейшего в стране женского общества афроамериканцев [UlysMedia 2024].
Важно отметить, что Харрис поддерживает право женщин на аборты, которые резко осуждает католическая церковь. После сентябрьских дебатов папа римский Франциск раскритиковал обоих кандидатов, призвав 52 млн католиков голосовать и выбирать «меньшее из двух зол» [BBC 2024].
Изучая влияние эффектов нелегальной иммиграции из Латинской Америки на политический процесс в США, российские исследователи пришли к выводу, что «углубление миграционного кризиса в США и связанных с ним социально-экономических проблем будет и далее усиливать политическую поляризацию в стране и, скорее всего, будет способствовать укреплению позиций кандидата от Республиканской партии» на выборах в 2024 г. [Сокольщик, Сакаев, Галимуллин 2023].
На выборах в 2024 г. общая поддержка демократов со стороны латиноамериканцев заметно снизилась, как и в случае с некоторыми группами чернокожих, испаноязычных граждан в целом по стране и в отдельных штатах. Произошли заметные изменения в демографических категориях внутри расовых групп. Самый заметный сдвиг между 2020 и 2024 гг. среди испаноязычных мужчин. Трамп стал привлекателен для них. В то время как латиноамериканские женщины в целом отдали предпочтение Харрис, при этом их количество снизилось по сравнению с 2020 г. [Brookings 2024].
Возможно, что сдвиг в политических предпочтениях среди расово-этнических групп стал частью общенациональной реакции на высокие цены на продукты, жилье и другие предметы первой необходимости, сопровождавшие пандемию, которая случается раз в столетие [Brookings 2024].
В любом случае, с ростом численности небелых избирателей их политическое влияние также увеличивается. Демографические изменения, которые происходят в США, означают, что политические партии должны учитывать интересы и потребности этих групп, если они хотят сохранять конкурентоспособность на выборах.
Классический образ электората Демократической и Республиканской партий изменился. Предвыборная гонка Трамп — Харрис отражает трансформацию электоральных предпочтений ряда социальных групп. Трамп выиграл голоса следующих социальных групп населения: мужчины (55%), белые (57%), белые мужчины (60%), белые женщины (53%), латиноамериканские мужчины (55%), люди во всех возрастных группах старше 40 лет, люди без образования (63%), люди‚ посещавшие колледж (51%), люди, чей доход в 2023 г. был между 30–50 тыс. долл. в год (53%), и с доходом 50–100 тыс. долл. (51%), протестанты (63%), католики (58%), семьи с детьми (53%), женатые (56%), те, кто служил в американской армии (65%), те, кто впервые голосовал (56%), те, кто считает, что экономика страны в плохом состоянии (87%), те, кто считает, что финансовое состояние их семьи за последние 4 года ухудшилось (81%), те, для кого инфляция за прошедший год стала серьезным испытанием (74%), а также для тех, кому инфляция создала умеренные трудности (51%), люди, для которых вопросы миграции были наиболее важны (90%), люди, для которых вопросы экономики были наиболее важны (80%), люди, для которых вопросы внешней политики были наиболее важны (57%) [NBS 2024].
Заключение
Трансформация этнической структуры электората США в XXI веке является результатом взаимодействия различных факторов, включая миграцию, политическое влияние групп интересов, социально-экономическую динамику и медиапроцессы. Эти процессы создают уникальную политическую картину, где различные этнические группы играют ключевую роль в формировании национальной политики и общественного мнения.
Иммиграция продолжает играть ключевую роль в изменении состава избирателей. Новые волны иммигрантов, получающих гражданство и право голоса, добавляют разнообразие в электорат и меняют баланс политических сил на местном и национальном уровнях. Несмотря на увеличение доли небелых избирателей, вопросы их интеграции и политического представительства остаются актуальными.
Изменение расового и этнического состава электората США является продолжительным и сложным процессом, который оказывает значительное влияние на политику, социальное развитие и экономику страны. Адаптация к этим изменениям требует комплексного подхода, включающего политические реформы, социальные программы и экономические меры, направленные на поддержание стабильности и процветания для всех слоев населения.
Президентские выборы в США 2024 г. отразили значительные изменения в предпочтениях избирателей среди расовых и этнических групп, что стало важным фактором в победе Трампа над Харрис. На фоне растущих этнических и расовых изменений в электорате Республиканская партия сумела повысить свою привлекательность среди меньшинств, традиционно поддерживавших демократов. Особенно Трамп сосредоточился на стратегиях, направленных на привлечение голосов афроамериканских и латиноамериканских мужчин, акцентируя внимание на экономических и социальных вопросах, которые волновали эти группы, в том числе вопросы занятости и иммиграции. Одновременно многие белые избиратели и экономически уязвимые слои населения, особенно из промышленных регионов, традиционно голосовавшие за демократов, поддержали Трампа, обеспокоенные последствиями текущей экономической политики.
Выборы 2024 г. стали отражением углубляющегося раскола в американском обществе, где вопросы расы, этнической принадлежности и экономического неравенства повлияли на предпочтения избирателей и предопределили исход выборов в пользу Республиканской партии.
Библиография
Григорьев Л.М. США: три социально-экономические проблемы // Вопросы экономики. 2013. №12. С. 48–73. Режим доступа: https://doi.org/10.32609/0042-8736-2013-12-48-73
Григорьев Л.М., Григорьева Н.Л. США: экономика и социальная структура перед сменой эпох // Вопросы экономики. 2021. №1. С. 98–119. Режим доступа: https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-1-98-119
Забродин А. Неопределившиеся определяют всё // Коммерсантъ. 2024. 16 марта. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/6577524
Кувалдина А.В. Этнические и расовые меньшинства США: идеологическая ориентация, политические предпочтения, электоральная активность // Полис. Политические исследования. 2012. №6. С. 165–174. Режим доступа: https://www.demoscope.ru/weekly/2013/0547/analit06.php#_FNR_6
Петровская Н.Е. Трудовая миграция США // Экономика и предпринимательство. 2022. №10(147). С. 61–70. DOI: 10.34925/EIP.2022.147.10.008
Сокольщик Л.М. Американский консерватизм и вызов популизма: теоретический и идеологический аспекты // Полис. Политические исследования. 2021. №1. С. 78–93. https://doi.org/10.17976/jpps/2021.01.06
Сокольщик Л.М., Сакаев В.Т., Галимуллин Э.З. Нелегальная иммиграция из Латинской Америки в контексте президентской кампании в США 2024 г.: эффекты поляризации // Международная аналитика. 2023. №14(3). С. 106–126. Режим доступа: https://doi.org/10.46272/2587-8476-2023-14-3-106-126
Травкина Н.М. США: меняющийся алгоритм развития. М.: Весь Мир, 2018. 264 с.
Axios, 2024. Behind the Curtain: 6% of six states. Режим доступа: https://www.axios.com/2024/05/06/biden-trump-election-swing-states
BBC, 2020. Не только коронавирус: пять причин победы Джо Байдена на выборах в США. Режим доступа: https://www.bbc.com/russian/news-54875107
BBC, 2024. Меньшее из двух зол. Режим доступа: https://www.bbc.com/russian/articles/cn7yldzm14ro?ocid=wsrussian.social.in-app-messaging.telegram..russiantelegram_.edit
BLS, 2024. Режим доступа: https://data.bls.gov/pdq/SurveyOutputServlet
Britannica, 2024. United States Presidential Election Results. Режим доступа: https://www.britannica.com/topic/United-States-Presidential-Election-Results-1788863
Brookings, 2021a. 2020 Census: Big cities grew and became more diverse, especially among their youth. Режим доступа: https://www.brookings.edu/articles/2020-census-big-cities-grew-and-became-more-diverse-especially-among-their-youth/
Brookings, 2021b. New 2020 census results show increased diversity countering decade-long declines in America’s white and youth populations. Режим доступа: https://www.brookings.edu/articles/new-2020-census-results-show-increased-diversity-countering-decade-long-declines-in-americas-white-and-youth-populations/
Brookings, 2024. Trump gained some minority voters, but the GOP is hardly a multiracial coalition. Режим доступа: https://www.brookings.edu/articles/trump-gained-some-minority-voters-but-the-gop-is-hardly-a-multiracial-coalition/
Center for Immigration Studies, 2022. Foreign-Born Population Hits Record 46.6 Million in January 2022. Режим доступа: https://cis.org/Camarota/ForeignBorn-Population-Hits-Record-466-Million-January-2022
Circle, 2024. The youth vote in the 2024 election. Режим доступа: https://circle.tufts.edu/2024-election#youth-vote-+6-for-harris,-but-young-men-+14-for-trump
Espino R., Leal D.L., Meier K.J. (eds). Latino Politics: identity, mobilization and representation. University of Virginia Press, 2007. Р. 44-63.
Gallup, 2024. Democrats Lose Ground with Black and Hispanic Adults. Режим доступа: https://news.gallup.com/poll/609776/democrats-lose-ground-black-hispanic-adults.aspx
MPI, 2020. Unauthorized Immigrants in the United States Stable Numbers, Changing Origins. Режим доступа: https://www.migrationpolicy.org/sites/default/files/publications/mpi-unauthorized-immigrants-stablenumbers-changingorigins_final.pdf
NBS News 2024. Exit Polls. Режим доступа: https://www.nbcnews.com/politics/2024-elections/exit-polls
NVSS, 2024. Births: Final Data for 2022. Режим доступа: https://www.cdc.gov/nchs/data/nvsr/nvsr73/nvsr73-02.pdf
Pew Research Center, 2020. The Changing Racial and Ethnic Composition of the U.S. Electorate. Режим доступа: https://www.pewresearch.org/social-trends/2020/09/23/the-changing-racial-and-ethnic-composition-of-the-u-s-electorate/
Pew Research Center, 2024a. In Tight U.S. Presidential Race, Latino Voters’ Preferences Mirror 2020. Режим доступа: https://www.pewresearch.org/race-and-ethnicity/2024/09/24/in-tight-u-s-presidential-race-latino-voters-preferences-mirror-2020/
Pew Research Center, 2024b. Key facts about Hispanic eligible voters in 2024. Режим доступа: https://www.pewresearch.org/short-reads/2024/01/10/key-facts-about-hispanic-eligible-voters-in-2024/
The New York Times, 2020. National Exit Polls: How Different Groups Voted. Режим доступа: https://www.nytimes.com/interactive/2020/11/03/us/elections/exit-polls-president.html
The Washington Post, 2024a. 2024 turnout is near the 2020 record. See how each state compares. Режим доступа: https://www.washingtonpost.com/politics/2024/11/06/voter-turnout-2024-by-state/
The Washington Post, 2024b. Exit polls from the 2024 presidential election. Режим доступа: https://www.washingtonpost.com/elections/interactive/2024/exit-polls-2024-election/
U.S. Census Bureau, 2021. 2020 Census Illuminates Racial and Ethnic Composition of the Country. Режим доступа: https://www.census.gov/library/stories/2021/08/improved-race-ethnicity-measures-reveal-united-states-population-much-more-multiracial.html
U.S. Census Bureau, 2022. Voting and registration in the election of November 2020. Режим доступа: https://www.census.gov/library/publications/2022/demo/p20-585.html
U.S. Census Bureau, 2023. 2023 National Population Projections Tables: Main Series. Режим доступа: https://www.census.gov/data/tables/2023/demo/popproj/2023-summary-tables.html
U.S. Census Bureau, 2024a. Income, Poverty and Health Insurance Coverage in the United States: 2023. Режим доступа: https://www.census.gov/newsroom/press-releases/2024/income-poverty-health-insurance-coverage.html
U.S. Census Bureau, 2024b. New Estimates Highlight Differences in Growth Between the U.S. Hispanic and Non-Hispanic Populations. Режим доступа: https://www.census.gov/newsroom/press-releases/2024/population-estimates-characteristics.html
U.S. Census Bureau, 2024c. U.S. and World Population Clock. Режим доступа: https://www.census.gov/popclock/
UlysMedia, 2024. Выборы в США: сможет ли Камала Харрис заселиться в Белый дом. Режим доступа: https://ulysmedia.kz/analitika/34822-vybory-v-ssha-smozhet-li-kamala-kharris-zaselitsia-v-belyi-dom/
Примечания
1 https://www.census.gov/data/tables/2022/demo/families/cps-2022.html; https://www.bls.gov/cps/cpsaat22.htm
2 Анализ основан на данных опросов американского сообщества, проведенных Бюро переписи населения США в 2022, 2020, 2016, 2012 и 2008 гг., и десятилетней переписи населения США 2000 г., предоставленных с помощью интегрированной серии микроданных для общественного пользования (IPUMS) Университета Миннесоты (https://usa.ipums.org/usa/).
3 Тем самым Байден стал первым президентом, который не стал добиваться переизбрания со времен Линдона Б. Джонсона в 1968 г.