Глобальные цепочки создания стоимости как фактор развития и обеспечения устойчивости экспортного потенциала автомобильной промышленности Китая
Аннотация
Цель статьи состоит в характеристике модели участия Китая в глобальных цепочках создания стоимости (ГЦСС) мировой автомобилестроительной промышленности, а также в выявлении той роли, которую играет участие в ГЦСС в реализации экспортного потенциала китайского автопрома. Исследование опирается на базу данных добавленной стоимости TiVA 2023 и кейсы, демонстрирующие, с одной стороны, процессы формирования Китаем цепочек стоимости в целях развития национального автомобилестроения, а с другой — интеграцию китайского автопрома в ГЦСС крупнейших западных стран. Можно выделить следующие трансформации участия Китая в автомобилестроительных ГЦСС: снижение зависимости национального производства от участия лидирующих в мировом автопроме стран; расширение Китаем географии поставщиков добавленной стоимости в рамках ГЦСС; достижение импортозамещения необходимой в производственных процессах продукции отраслей низкого и среднего технологического уровня; смещение акцента во взаимодействии со странами-лидерами мирового автопрома в рамках ГЦСС с продукции средне- и высокотехнологичных отраслей на сектор бизнес-услуг; существенное усиление роли автопрома КНР в автомобилестроительных ГЦСС стран — прежних лидеров отрасли (ЕС, США, Японии, Республики Корея). Ключевой вывод исследования состоит в том, что за счет целенаправленных и эффективных действий по развитию и встраиванию в автомобилестроительные ГЦСС Китай не только сумел создать конкурентоспособную на мировом рынке отрасль, устойчивую в условиях протекционизма и технологического разъединения, но и интегрироваться в качестве значимого игрока в автомобилестроительные ГЦСС других стран мира.
Скачивания
Литература
Бабаев К.В., Сазонов С.Л., Ильинская И.Д. (2023). Развитие автомобильной промышленности КНР и ее перспективы на международном рынке // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2023. №3. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-avtomobilnoy-promyshlennosti-knr-i-ee-perspektivy-na-mezhdunarodnom-rynke
Волкова К., Гостиева Н. (2024). Автомобильная промышленность КНР: стратегическое планирование и рост конкурентоспособности на глобальном рынке // Постсоветский материк. 2024. № 4(44. DOI: 10.48137/23116412_2024_4_116
Волгина Н.А., Лю П. (2020). Китай в глобальных цепочках стоимости: некоторые факты // Вестник ТГЭУ. 2020. №4 (96). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kitay-v-globalnyh-tsepochkah-stoimosti-nekotorye-fakty (дата обращения: 24.06.2025).
Кеося Н.Д. (2024). Формирования китайского рынка легкового автомобилестроения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2024. Т. 32. №4. C. 657–672. doi: 10.22363/2313-2329-2024-32-4-657-672
Кирюхина C.Е., Михешкина Е.Е. (2023). Китайский рынок автомобилестроения: современное состояние и перспективы // Вестник РУДН. Серия: Экономика. 2023. №4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kitayskiy-rynok-avtomobilestroeniya-sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy (дата обращения: 24.06.2025).
Клочко О., Тюшкевич Ю., Ахунова А. (2025). Мониторинг глобального бизнеса: отраслевые и региональные тренды. 2025. № 2. Режим доступа: https://wec.hse.ru/gbm/20252
Клочко О., Тюшкевич Ю., Пискунов Д., Ахунова А. (2025). Мониторинг глобального бизнеса: отраслевые и региональные тренды. 2025. № 1. Режим доступа: https://wec.hse.ru/gbm/20251
Корочкина А. (2024). Страны ЕС проголосовали за повышение пошлин на китайские электромобили до 45% // Forbes.ru. 2024. Октябрь. Режим доступа: https://www.forbes.ru/tekhnologii/522550-strany-es-progolosovali-za-povysenie-poslin-na-kitajskie-elektromobili-do-45?ysclid=mc1pd0rh69926470832
Металлоснабжение и сбыт (2023). Китайская Tianqi и австралийская IGO готовы приобрести производителя лития Essential Metals. Режим доступа: https://www.metalinfo.ru/ru/news/144201?ysclid=mbs55dnr5i818883470
ТАСС (2024). Байден инициировал расследование в отношении китайских авто из-за угроз безопасности США // ТАСС. 2024. Февраль. Режим доступа: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/20120013
Alves L.G.A., Mangioni G., Rodrigues F.A. et al. (2022) The rise and fall of countries in the global value chains // Sci Rep. 2022. No 12, 9086. Режим доступа: https://doi.org/10.1038/s41598-022-12067-x
Banga K., Goldar B. Optimising manufacturing growth: when to decouple from global value chains? (2024) // Journal of Social and Economic Development. 2024. Vol. 27. Режим доступа: https://doi.org/10.1007/s40847-024-00399-5
Buchholz K. (2024). Chinese Car Exports Continue to Soar as EV Share Grows. Режим доступа: https://www.pakistangulfeconomist.com/2024/04/08/chinese-car-exports-continue-to-soar-as-ev-share-grows/
Chen Y., Dai X., Fu P., Luo G., Shi P. (2024). A review of China’s automotive industry policy: Recent developments and future trends // Journal of Traffic and Transportation Engineering (English Edition). 2024. Vol. 11. Issue 5. P. 867–895.
Dhariwal M. (2024). Impact of Global Value Chain (GVCs) on developing economies and their enterprises // NMIMS University Research Paper. 2024. April.
Financial Times (2024). Nissan seeks anchor investor to help it through make-or-break 12 months // Financial Times. 2024. Nov. 26. Режим доступа: https://www.ft.com/content/970897c4-6d61-44f8-ae39-327c7c64e2c9
Gereffi G., Bamber P., Fernandez-Stark K. (2022). China’s Evolving Role in Global Value Chains: Upgrading Strategies in an Era of Disruptions and Resilience // China’s New Development Strategies / Gereffi G., Bamber P., Fernandez-Stark K. (eds). Palgrave Macmillan, Singapore. DOI: 10.1007/978-981-19-3008-9_1.
IEA (2025). Trends in the electric car industry – Global EV Outlook 2025 // IEA 2025. Режим доступа: https://www.iea.org/reports/global-ev-outlook-2025/trends-in-the-electric-car-industry-3
Jia-Zheng Y., Broggi C. B. (2023). The metamorphosis of China’s automotive industry (1953–2001): Inward internationalisation, technological transfers and the making of a post-socialist market // Business History. Vol. 67. No 1. P. 211–238. Режим доступа: https://doi.org/10.1080/00076791.2023.2247366
Li W., Li Q., Chen M., Su Y., Zhu J. (2023). Global Value Chains, Digital Economy, and Upgrading of China’s Manufacturing Industry // Sustainability. Vol. 15. No 10. 8003. Режим доступа: https://doi.org/10.3390/su15108003
Liu J., Liu G., Cui H., Chen Y. (2023). The Chinese automobile industry’s research and development capability and innovative performance // Sec. Organizational Psychology. Vol. 13.
Режим доступа: https://www.frontiersin.org/journals/psychology/articles/10.3389/fpsyg.2022.1093305/full
Manso R., Hermida C. (2025). Global value chains, technological sophistication and economic complexity: panel data for 58 economies from 2006 to 2015 // Economia e Sociedade. 2025. Режим доступа: https://doi.org/10.1590/1982-3533.2025v34n1.266660
Murphree M., Breznitz D. (2020) Global Supply Chains as Drivers of Innovation in China// Oxford Handbook of China Innovation / Xiaolan Fu, Jin Chen and Bruce McKern (eds). Oxford University Press. Режим доступа: https://ssrn.com/abstract=3520159 or http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3520159
Ndubuisi G., Owusu S. (2023) Trade for catch-up: examining how global value chains participation affects productive efficiency // Journal of Productivity Analysis. 2023. Vol. 59. P. 195–215. Режим доступа: https://doi.org/10.1007/s11123-023-00663-6
Petti C., Spigarelli F., Lv P., Biggeri M. (2021). Globalization and innovation with Chinese characteristics: the case of the automotive industry // International Journal of Emerging Markets. Vol. 16. No 2. P. 303–322. Режим доступа: https://doi.org/10.1108/IJOEM-02-2018-0111.
Rodrik D. (2018). New technologies, global value chains, and developing economies // NBER Working Paper. 2018. October.
Shalupayeva N.S., Shmarlouskaya H.A., Leonovich A.N. (2023). Integration into Global Value Chains as a Driver of High Technology Exports Development in China // Sustainable Development Risks and Risk Management. Advances in Science, Technology & Innovation. Popkova E.G. (eds). Springer, Cham. Режим доступа: https://doi.org/10.1007/978-3-031-34256-1_10
Statista (2025). Passenger and commercial vehicle sales in China from 2008 to 2024 // Statista. Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/233743/vehicle-sales-in-china/
Sturgeon T., Van Biesebroeck J. (2011). Global value chains in the automotive industry: An enhanced role for developing countries? // International Journal of Technological Learning, Innovation and Development, 4(1/2/3). P. 181–205. DOI: 10.1504/IJTLID.2011.041900
Szymczak S. (2024). The impact of global value chains on wages, employment, and productivity: a survey of theoretical approaches // Journal for Labour Market Research 58, 9 (2024). Режим доступа: https://doi.org/10.1186/s12651-024-00367-w
Wiryawan, B. A., Aginta, H., Fazaalloh, A. M. (2022). Does GVC participation help industrial upgrading in developing countries? New evidence from panel data analysis // The Journal of International Trade & Economic Development. Vol. 32. No 7. P. 1112–1129. Режим доступа: https://doi.org/10.1080/09638199.2022.2149840
World Bank (2020). World Development Report 2020: Trading for Development in the Age of Global Value Chains. Режим доступа: https://www.worldbank.org/en/publication/wdr2020?utm_source=chatgpt.com

.jpg)
