Глобальные цепочки создания стоимости как фактор развития и обеспечения устойчивости экспортного потенциала автомобильной промышленности Китая

Ключевые слова: автомобильная промышленность, глобальные цепочки создания стоимости, добавленная стоимость, Китай, экспорт, электромобили

Аннотация

Цель статьи состоит в характеристике модели участия Китая в глобальных цепочках создания стоимости (ГЦСС) мировой автомобилестроительной промышленности, а также в выявлении той роли, которую играет участие в ГЦСС в реализации экспортного потенциала китайского автопрома. Исследование опирается на базу данных добавленной стоимости TiVA 2023 и кейсы, демонстрирующие, с одной стороны, процессы формирования Китаем цепочек стоимости в целях развития национального автомобилестроения, а с другой — интеграцию китайского автопрома в ГЦСС крупнейших западных стран. Можно выделить следующие трансформации участия Китая в автомобилестроительных ГЦСС: снижение зависимости национального производства от участия лидирующих в мировом автопроме стран; расширение Китаем географии поставщиков добавленной стоимости в рамках ГЦСС; достижение импортозамещения необходимой в производственных процессах продукции отраслей низкого и среднего технологического уровня; смещение акцента во взаимодействии со странами-лидерами мирового автопрома в рамках ГЦСС с продукции средне- и высокотехнологичных отраслей на сектор бизнес-услуг; существенное усиление роли автопрома КНР в автомобилестроительных ГЦСС стран — прежних лидеров отрасли (ЕС, США, Японии, Республики Корея). Ключевой вывод исследования состоит в том, что за счет целенаправленных и эффективных действий по развитию и встраиванию в автомобилестроительные ГЦСС Китай не только сумел создать конкурентоспособную на мировом рынке отрасль, устойчивую в условиях протекционизма и технологического разъединения, но и интегрироваться в качестве значимого игрока в автомобилестроительные ГЦСС других стран мира.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Ольга Клочко, НИУ ВШЭ

доцент департамента мировой экономики

Литература

Бабаев К.В., Сазонов С.Л., Ильинская И.Д. (2023). Развитие автомобильной промышленности КНР и ее перспективы на международном рынке // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2023. №3. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-avtomobilnoy-promyshlennosti-knr-i-ee-perspektivy-na-mezhdunarodnom-rynke

Волкова К., Гостиева Н. (2024). Автомобильная промышленность КНР: стратегическое планирование и рост конкурентоспособности на глобальном рынке // Постсоветский материк. 2024. № 4(44. DOI: 10.48137/23116412_2024_4_116

Волгина Н.А., Лю П. (2020). Китай в глобальных цепочках стоимости: некоторые факты // Вестник ТГЭУ. 2020. №4 (96). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kitay-v-globalnyh-tsepochkah-stoimosti-nekotorye-fakty (дата обращения: 24.06.2025).

Кеося Н.Д. (2024). Формирования китайского рынка легкового автомобилестроения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2024. Т. 32. №4. C. 657–672. doi: 10.22363/2313-2329-2024-32-4-657-672

Кирюхина C.Е., Михешкина Е.Е. (2023). Китайский рынок автомобилестроения: современное состояние и перспективы // Вестник РУДН. Серия: Экономика. 2023. №4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kitayskiy-rynok-avtomobilestroeniya-sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy (дата обращения: 24.06.2025).

Клочко О., Тюшкевич Ю., Ахунова А. (2025). Мониторинг глобального бизнеса: отраслевые и региональные тренды. 2025. № 2. Режим доступа: https://wec.hse.ru/gbm/20252

Клочко О., Тюшкевич Ю., Пискунов Д., Ахунова А. (2025). Мониторинг глобального бизнеса: отраслевые и региональные тренды. 2025. № 1. Режим доступа: https://wec.hse.ru/gbm/20251

Корочкина А. (2024). Страны ЕС проголосовали за повышение пошлин на китайские электромобили до 45% // Forbes.ru. 2024. Октябрь. Режим доступа: https://www.forbes.ru/tekhnologii/522550-strany-es-progolosovali-za-povysenie-poslin-na-kitajskie-elektromobili-do-45?ysclid=mc1pd0rh69926470832

Металлоснабжение и сбыт (2023). Китайская Tianqi и австралийская IGO готовы приобрести производителя лития Essential Metals. Режим доступа: https://www.metalinfo.ru/ru/news/144201?ysclid=mbs55dnr5i818883470

ТАСС (2024). Байден инициировал расследование в отношении китайских авто из-за угроз безопасности США // ТАСС. 2024. Февраль. Режим доступа: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/20120013

Alves L.G.A., Mangioni G., Rodrigues F.A. et al. (2022) The rise and fall of countries in the global value chains // Sci Rep. 2022. No 12, 9086. Режим доступа: https://doi.org/10.1038/s41598-022-12067-x

Banga K., Goldar B. Optimising manufacturing growth: when to decouple from global value chains? (2024) // Journal of Social and Economic Development. 2024. Vol. 27. Режим доступа: https://doi.org/10.1007/s40847-024-00399-5

Buchholz K. (2024). Chinese Car Exports Continue to Soar as EV Share Grows. Режим доступа: https://www.pakistangulfeconomist.com/2024/04/08/chinese-car-exports-continue-to-soar-as-ev-share-grows/

Chen Y., Dai X., Fu P., Luo G., Shi P. (2024). A review of China’s automotive industry policy: Recent developments and future trends // Journal of Traffic and Transportation Engineering (English Edition). 2024. Vol. 11. Issue 5. P. 867–895.

Dhariwal M. (2024). Impact of Global Value Chain (GVCs) on developing economies and their enterprises // NMIMS University Research Paper. 2024. April.

Financial Times (2024). Nissan seeks anchor investor to help it through make-or-break 12 months // Financial Times. 2024. Nov. 26. Режим доступа: https://www.ft.com/content/970897c4-6d61-44f8-ae39-327c7c64e2c9

Gereffi G., Bamber P., Fernandez-Stark K. (2022). China’s Evolving Role in Global Value Chains: Upgrading Strategies in an Era of Disruptions and Resilience // China’s New Development Strategies / Gereffi G., Bamber P., Fernandez-Stark K. (eds). Palgrave Macmillan, Singapore. DOI: 10.1007/978-981-19-3008-9_1.

IEA (2025). Trends in the electric car industry – Global EV Outlook 2025 // IEA 2025. Режим доступа: https://www.iea.org/reports/global-ev-outlook-2025/trends-in-the-electric-car-industry-3

Jia-Zheng Y., Broggi C. B. (2023). The metamorphosis of China’s automotive industry (1953–2001): Inward internationalisation, technological transfers and the making of a post-socialist market // Business History. Vol. 67. No 1. P. 211–238. Режим доступа: https://doi.org/10.1080/00076791.2023.2247366

Li W., Li Q., Chen M., Su Y., Zhu J. (2023). Global Value Chains, Digital Economy, and Upgrading of China’s Manufacturing Industry // Sustainability. Vol. 15. No 10. 8003. Режим доступа: https://doi.org/10.3390/su15108003

Liu J., Liu G., Cui H., Chen Y. (2023). The Chinese automobile industry’s research and development capability and innovative performance // Sec. Organizational Psychology. Vol. 13.

Режим доступа: https://www.frontiersin.org/journals/psychology/articles/10.3389/fpsyg.2022.1093305/full

Manso R., Hermida C. (2025). Global value chains, technological sophistication and economic complexity: panel data for 58 economies from 2006 to 2015 // Economia e Sociedade. 2025. Режим доступа: https://doi.org/10.1590/1982-3533.2025v34n1.266660

Murphree M., Breznitz D. (2020) Global Supply Chains as Drivers of Innovation in China// Oxford Handbook of China Innovation / Xiaolan Fu, Jin Chen and Bruce McKern (eds). Oxford University Press. Режим доступа: https://ssrn.com/abstract=3520159 or http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3520159

Ndubuisi G., Owusu S. (2023) Trade for catch-up: examining how global value chains participation affects productive efficiency // Journal of Productivity Analysis. 2023. Vol. 59. P. 195–215. Режим доступа: https://doi.org/10.1007/s11123-023-00663-6

Petti C., Spigarelli F., Lv P., Biggeri M. (2021). Globalization and innovation with Chinese characteristics: the case of the automotive industry // International Journal of Emerging Markets. Vol. 16. No 2. P. 303–322. Режим доступа: https://doi.org/10.1108/IJOEM-02-2018-0111.

Rodrik D. (2018). New technologies, global value chains, and developing economies // NBER Working Paper. 2018. October.

Shalupayeva N.S., Shmarlouskaya H.A., Leonovich A.N. (2023). Integration into Global Value Chains as a Driver of High Technology Exports Development in China // Sustainable Development Risks and Risk Management. Advances in Science, Technology & Innovation. Popkova E.G. (eds). Springer, Cham. Режим доступа: https://doi.org/10.1007/978-3-031-34256-1_10

Statista (2025). Passenger and commercial vehicle sales in China from 2008 to 2024 // Statista. Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/233743/vehicle-sales-in-china/

Sturgeon T., Van Biesebroeck J. (2011). Global value chains in the automotive industry: An enhanced role for developing countries? // International Journal of Technological Learning, Innovation and Development, 4(1/2/3). P. 181–205. DOI: 10.1504/IJTLID.2011.041900

Szymczak S. (2024). The impact of global value chains on wages, employment, and productivity: a survey of theoretical approaches // Journal for Labour Market Research 58, 9 (2024). Режим доступа: https://doi.org/10.1186/s12651-024-00367-w

Wiryawan, B. A., Aginta, H., Fazaalloh, A. M. (2022). Does GVC participation help industrial upgrading in developing countries? New evidence from panel data analysis // The Journal of International Trade & Economic Development. Vol. 32. No 7. P. 1112–1129. Режим доступа: https://doi.org/10.1080/09638199.2022.2149840

World Bank (2020). World Development Report 2020: Trading for Development in the Age of Global Value Chains. Режим доступа: https://www.worldbank.org/en/publication/wdr2020?utm_source=chatgpt.com

Опубликован
2025-11-11
Как цитировать
Клочко, Ольга. 2025. «Глобальные цепочки создания стоимости как фактор развития и обеспечения устойчивости экспортного потенциала автомобильной промышленности Китая». Современная мировая экономика 3 (2). https://doi.org/10.17323/2949-5776-2025-3-2-46-66.
Раздел
Страновой взгляд