Кирпичи для пирамид: иностранное участие в египетских мегапроектах
Аннотация
Решая задачи экономического развития, Египет не в первый раз прибегает к реализации масштабных проектов и привлекает для этого иностранные средства. В XIX в. таким проектом был Суэцкий канал, а в XX в. — Высотная Асуанская плотина. Каждый раз Египту приходилось платить высокую цену за эти инициативы. В XXI в. перед Египтом встает немало экономических проблем: перенаселение, нехватка продовольствия, безработица, перегрузка энергетической системы, инфляция и девальвация национальной валюты, дефицит бюджета и другие. Централизованная модель управления страной вновь привела Египет к идее мегапроектов и снова вынудила его обратиться за ресурсами к другим странам. Впрочем, в этот раз Египет проявляет осторожность и старается диверсифицировать иностранные инвестиции. В некотором смысле вступление в БРИКС является проявлением этой осторожности. В работе выделены три группы стран и рассмотрен их вклад в реализуемые в современном Египте мегапроекты. На основе этого анализа делается вывод, что страны ОЭСР и БРИКС-5 участвуют как в качестве инвесторов, так и в качестве подрядчиков, в то время как страны ССАГПЗ почти всегда выступают именно в роли инвесторов. При этом страны БРИКС-5 и ССАГПЗ, как правило, представлены госкорпорациями и суверенными фондами, в то время как со стороны стран ОЭСР чаще вовлечены частные компании. Этот факт подчеркивает значимость БРИКС как площадки для проведения межгосударственных переговоров для расширения сотрудничества Египта со странами-членами этой организации. Тем не менее при выборе партнеров Египет руководствуется скорее экономическими, а не политическими соображениями, желая сохранять нейтралитет в мировой политике и не впадать в зависимость ни от одного из политических блоков. Экономическое будущее страны не придает уверенности, поэтому сохранение финансовой и политической независимости в будущем — это вызов для Египта.